21.09.2017

КТМС: четыре года в России

В августе этого года исполнилось ровно четыре года с момента вступления в силу Сводной конвенции Международной организации труда (МОТ) о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС). В свое время многие относились к КТМС скептически и ставили под сомнение ее способность повлиять на судоходную отрасль, называя ее «бумажным тигром», которого никто не боится.

Действительно, раскачать столь массивный правовой механизм и вправду было не просто, но постепенно, со временем, принятие КТМС начало приносить свои плоды: члены экипажей получили возможность обращаться за юридически-обоснованной помощью в портах любой страны, ратифицировавшей Конвенцию, а правительство наконец стало больше уделять внимания вопросам регулирования условий труда на судах под российским флагом посредством имплементации положений КТМС в законодательство страны. Все это, конечно, происходило и происходит не само собой, а благодаря определенным усилиям со стороны Российского профсоюза моряков (РПСМ).

ПОД ПРИСМОТРОМ PSC

Главный инструмент защиты, который Конвенция дала морякам – возможность отстаивать свои права и добиваться выплаты заработной платы при помощи не только профсоюзов, но и инспекторов государственного портового контроля (PSC).

– Конвенция стала огромным прорывом в области защиты прав членов экипажей, позволив обеспечивать им юридически обоснованную помощь: благодаря использованию КТМС и в сотрудничестве с портовыми инспекциями с каждым годом все большее распространение получает практика задержаний или ареста неблагополучных судов. При этом моряки зачастую обращаются в профсоюз за помощью в оформлении обращения в капитанию порта, – говорит инспектор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина.

Происходит это так: члены экипажа связываются с профсоюзными инспекторами, которые идут на судно, готовят заявление, моряки его подписывают, документ передается в капитанию порта и только после всех этих манипуляций назначается проверка.

– Обычно после задержания судна мы начинаем переговоры с судовладельцем о выплате экипажу задолженности по зарплате. Соответствующую информацию мы передаем капитану порта, подтверждая, что своего требования профсоюз судовладельцу не выдвигает. И только после погашения задолженности по зарплате портовая служба надзора отменяет задержание за нарушение КТМС, – рассказывает Ольга Ананьина.

В то же время инспектор МФТ отмечает, что многое зависит от желания портовых властей способствовать решению проблем экипажей:

– Хотя мы успешно сотрудничаем со службами надзора в портах Азовского моря (Темрюк, Тамань, Порт Кавказ и Ейск), у нас есть трудности с задержанием судов за нарушение КТМС в порту Ростов, который включен в Парижский меморандум. После трех таких задержаний судно может получить запрет на заход в данный регион – а это чревато экономическим ущербом для порта, ведь большинство судов здесь занимаются доставкой металлолома в Турцию. Но мы все равно находим способ помочь морякам – в таком случае суда чаще всего задерживают из-за технической неисправности.

К сожалению, морякам до сих пор приходится иметь дело с недобросовестными компаниями: последние, чтобы уйти от ответственности, подписывают контракт с моряком от имени «титульного судовладельца» – некого юридического лица, которое может находиться где угодно, зачастую имеет «общий» юридический адрес в государстве с весьма лояльным законодательством. При этом такой судовладелец никаких действий по эксплуатации судна не ведет, а передает это право иной компании. Как итог – права и нужды моряков задвигаются на задний план. За последние годы можно насчитать сотни обращений членов экипажей по всей России, жалующихся на отвратительные условия труда и задержку заработной платы. Больше всего проблем возникает на Черном море и Дальнем Востоке.

Один из самых ярких примеров наплевательского отношения судовладельца – случай с экипажем судна «Aydin» (флаг Сент-Китс и Невис, ИМО 7620184). Моряки жаловались на задержку зарплаты, ужасные условия работы и проживания на борту. В подтверждение своих слов они прислали фотографии, которые могли бы повергнуть в шок даже бывалых инспекторов.

– Индивидуальные контракты были только у четырех членов экипажа. На судне не было продуктов питания, мыла, моющих средств, постельного белья, спецодежды, не работали кондиционеры, освещение и вентиляция, – вспоминает Ольга Ананьина. 

Инспекторы портового контроля задержали судно в связи с нарушением требований КТМС, после чего на «Aydin» были доставлены продукты, вода и топливо. Судно простояло в порту две недели: судовладелец до последнего надеялся, что моряки снимут претензии. В ход шли угрозы, обвинения в том, что члены экипажа необоснованно отказываются работать, оказывалось моральное давление со стороны капитана. В конечном итоге судовладельцу пришлось заплатить требуемую сумму – 21?000 долларов США.

ЖАЛОБЫ ПО ПОРЯДКУ

Еще одни изменения, касающиеся взаимодействия моряков с PSC, наступили в апреле этого года, когда правительство утвердило процедуру подачи жалоб как на берегу, так и на борту судов. Оба документа полностью основываются на стандартах Конвенции A5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» и А5.1.5 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на борту судна».

Благодаря утвержденным порядкам моряки могут решать свои проблемы прямо во время рейса и без захода в порт. Для этого им необходимо воспользоваться процедурой подачи жалобы на борту (согласно приказу правительства ее описание должно быть вывешено на судне так, чтобы любой член экипажа мог беспрепятственно с ним ознакомиться). Порядок подачи жалобы на борту судов, распространяется лишь на теплоходы под флагом Российской Федерации. От выбора инстанции, в которую моряк решит обратиться, зависит форма подачи жалобы – письменная или электронная – и срок ее рассмотрения. Обращение к начальнику службы или начальнику из числа комсостава рассматривается в течение двух рабочих дней, капитану – трех, судовладельцу – семи, а жалоба, направленная в Росморречфлот – в течение 20 рабочих дней.

В случае, если проблема на судне не разрешилась, моряк может воспользоваться порядком рассмотрения жалоб на берегу, который предусматривает обращение моряков напрямую в капитании морских портов. Передать свое заявление уполномоченному должностному лицу можно через почту, электронную почту, официальный сайт администрации порта или во время личного приема. Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней. С результатами моряк сможет ознакомиться уже на следующий рабочий день после принятия решения. 

Продолжение следует...

↑ 

Наверх