20.09.2017

«Механизмы правовой поддержки требований КТМС в России до сих пор не установлены»

Сводная Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС) действует в России уже не первый год и уже успела значительно повлиять на условия труда российских моряков. Однако до сих пор ряд требований, включенных в текст международного документа, остаются неучтенным в законодательстве страны. Так, начальник юридического отдела Калининградской территориальной организации РПСМ Пётр Дзендзелюк выделил наиболее актуальные проблемы, связанные с имплементацией КТМС.

Нормами КТМС предусмотрено понятие базовой оплаты труда (basic wage)  – это оплата за нормальную продолжительность рабочего времени моряка. Здесь не учитывается сверхурочная работа и какие-либо премиальные выплаты. Однако в российском законодательстве понятие как таковой базовой оплаты отсутствует.

Этот факт ведёт за собой несколько весьма серьёзных, негативных для моряка моментов. Паритетной комиссией в Рекомендации № 187 МОТ установлена базовая оплата труда для матроса 1-го класса в размере 614 долларов США (примерно 34 000 рублей). Это – максимально возможный минимальный уровень оплаты труда за нормальную продолжительность рабочего времени, то есть месячная зарплата матроса при 40-часовой рабочей неделе, в которой он работал 5 дней по 8 часов, без учета овертайма и бонусов.

Бывали случаи, когда в европейских портах инспектор ITF, проверяющий суда под флагом РФ, сталкивался с фактом демпинга: в трудовых договорах моряков была указана общая заработная плата в размере 620-680 долларов США, что является прямым несоответствием стандартам МОТ. Потому что в общую зарплату, кроме базовой ставки, входят разные надбавки, оплата переработки и так далее. По своей сути базовая зарплата (она же «basic») – это оклад. Но тут тоже не всё так просто. Потому что помимо оклада, basic должен включать в себя ещё несколько видов выплат, а именно: за особые условия работы, за совмещение профессий, за работу в ночное время, за вредные условия труда, суточные и тому подобное.

Это значит, что определить, соблюдается ли руководящий принцип КТМС о базовой оплате труда или нет из трудового договора моряка не представляется возможным. Именно по этой причине на иностранных и российских судах, при одной и той же позиции в штатном расписании, разница зарплаты в два, а то и в три раза.

Вторая не менее актуальная проблема – это полумеры государства в отношении соблюдения норм КТМС, касающиеся поправок разделов о финансовых гарантиях судовладельцев по репатриации моряков (Правило А 2.5, Стандарт А 2.5.2), а также о компенсациях морякам, связанных с заболеваниями или травмами на борту, долгосрочной потерей трудоспособности или смерти (Правило А 4.2, Стандарт А 4.2.1).  

Нормы КТМС обязывают судовладельца страховать экипаж от вышеуказанных проблем и подтверждать страховку размещением полисов на информационной доске судна. Однако ввиду того, что данные нормы не конкретизированы, то и страховые полисы, висящие на доске информации, также являются формальными. Поэтому при наступлении страхового случая судовладелец и страховая компания могут с лёгкостью уйти от ответственности. К слову, размер причитающихся морякам выплат также не регламентирован нормативными актами. То есть пока всё, что сделано для выполнения требований – это вывешивание ничем не обеспеченных бумажек на судне. Такие прецеденты уже случились.

А государство никак не реагирует: нет ни механизмов контроля, ни системы наказания.

Более того, довольно серьёзная проблема возникла ещё в одном обеспечивающем правовые гарантии моряков аспекте КТМС – Правило А 1.4, Стандарт А 1.4. Нормы данного стандарта обязывают агентства по найму, то есть круинги, установить систему защиты по обязательствам судовладельца перед моряками в соответствии с их трудовым договором. Другими словами, круинги должны также, как и судовладелец, страховать или иным аналогичным способом защищать моряков. Но про это в 90% круингах даже не слышали. А всё потому, что государство до сих пор не установило механизмы правовой поддержки требований КТМС. И, к сожалению, порядка не появится до тех пор, пока этот механизм будет не только обозначен в законодательстве, но и органы исполнительной власти не начнут его исполнять должным образом».

Источник: КРО РПСМ

↑ 

Наверх