19.09.2017

ITF провела рабочую встречу инспекторов Черноморского региона

Международная федерация транспортных рабочих (ITF) провела рабочую встречу инспекторов Черноморского региона, в рамках которой представители федерации обсудили наиболее серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться морякам, вопросы влияния Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC) и взаимодействия с государственным портовым контролем (PSC).

По словам инспектора ITF в Новороссийске Ольги Ананьиной, после ратификации MLC проблемы моряков в российских портах решаются весьма просто – достаточно направить заявление в капитанию порта. Сделать это можно как с борта судна, так и на берегу – обе эти процедуры закреплены в порядках подачи жалоб, утвержденных правительством в апреле этого года. Инспекторы из Болгарии и Румынии также отметили хорошее взаимодействие с портовыми властями в отношении реагирования на заявления моряков.

Что касается последних поправок к Конвенции, фиксирующих финансовую ответственность судовладельцев, то тут отмечено, что клубы взаимного страхования пока не очень охотно выполняют новые обязательства. Яркий пример – арестованное в Румынии судно «Geo Star», принадлежащее турецкому судовладельцу, с российско-украинским экипажем на борту. Страховка оформлена российской страховой компанией, которая в течение нескольких месяцев вообще не отвечала на запросы, затем под угрозой судебного разбирательства согласилась осуществить необходимые выплаты, хотя деньги не переведены до сих пор.

Бороться за права моряков представителям ITF из стран региона приходится с одними и теми же судовладельцами, потому в рамках встречи была высказана идея таргетирования определённых компаний, как это было сделано с Kent Shipping  и MD Shipping. В настоящее время обе они развалились, образовав много более мелких организаций, но ситуация в целом не изменилась.

– До сих пор большой процент жалоб приходит от списавшихся моряков, которые в свое время поверили в обещания судовладельца.  Яркий пример – теплоход «Streamline», который несколько лет назад был арестован в Ростове по иску экипажа. Судно ушло из–под ареста по мировому соглашению, которое не было выполнено, затем через полгода вновь оказалось арестованным в Азове, и только после этого долги были выплачены, – рассказывает новороссийский инспектор. – Через некоторое время судно было проинспектировано в Румынии, но никто из моряков не пожаловался на невыплату. В конечном итоге теплоход оказался на судоремонтном заводе в Херсоне, где застрял на 7 месяцев, в течение которых морякам приходилось буквально выживать без денег и продуктов. В августе члены экипажа обратились в суд, судно арестовали, однако оно вновь ушло по мировому соглашению, по которому судовладелец обязался долги до конца года. Будем надеяться, свои деньги члены экипажа всё таки получат.

Наиболее проблемной страной остается Турция. Дневной трафик судов по Босфору составляет сотни судов, больше половины из них – ржавые коробки, направляющиеся в порты Азовского моря и далее.

– Бюрократия и отсутствие законодательства, позволяющего эффективно защищать права моряков, дают возможность проблемным судовладельцам массово скупать суда, от которых избавляются европейцы, набирать на них моряков и отправлять в рейсы, несмотря на то, что условия жизни и работы на этих посудинах далеки от человеческих, – сетует Ольга Ананьина.

Решить эту проблему можно, в частности, за счет укрепления профсоюзов в проблемном регионе. Так, Румыния уже была признана наиболее удобной страной для развития профсоюзного движения. Там профсоюз оказывает серьезное влияние на государство, принимая активное участие в разработке законов, защищающих права моряков. В плане же юридической защиты членов экипажей одним из самых благополучных является Израиль.

– Территориально страна никакого отношения к Черноморскому региону не имеет, однако суда, работающие на Черном море, постоянно туда заходят. Процесс ареста судов в Израиле, в отличие от всех других стран, максимально упрощен – от самого ареста до продажи проходит всего два месяца, нам о такой оперативности пока остаётся только мечтать, – говорит Ольга Ананьина.

↑ 

Наверх