РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Судам под иностранным флагом
запретят перевозить грузы по Северному морскому пути на внутренних рейсах – с
такой инициативой выступил Минтранс РФ. Ведомство предлагает распространить
понятие каботажа на Северный морской путь и тем самым заставить работающих в
Арктике судовладельцев отказаться от флагов офшорных государств. Это созвучно
требованию Российского профсоюза моряков (РПСМ): защитить национальный морской
рынок труда и сохранить рабочие места российских моряков, в особенности на
судах, занятых на работах по разведке, добыче и транспортировке углеводородов. Не
исключено, что новая инициатива Минтранса – результат работы РПСМ
– РПСМ добивается от органов государственной власти изменения
действующего российского законодательства и установления такого порядка
использования иностранного флота в офшорном секторе, чтобы иностранный
судовладелец обязательно регистрировал свои суда в Российском международном реестре
судов или, по крайней мере, нанимал не менее 80% российских
граждан в состав экипажа на борту судна, – говорит председатель РПСМ Юрий
Сухоруков.
Проблемы, вызванные переводом
морских судов из-под национальной юрисдикции, не новы, и в первую очередь увеличивают
зависимость национальной экономики от импорта морских транспортных услуг –
российские внешнеторговые грузы перевозят суда под флагами иностранных
государств, и именно в их бюджеты уходят налоги и другие поступления от этих
перевозок. Другая не менее важная проблема – потеря рабочих мест для российских
моряков, вынужденных искать работу на судах под иностранными флагами, где они
зачастую остаются без правовой и социальной защиты.
Чтобы сделать
регистрацию под флагом России более привлекательной, для судов,
зарегистрированных в Российском международном реестре, создан режим,
позволяющий обеспечить конкурентоспособность российского флота по отношению к
судам под иностранными флагами. Здесь нужно учитывать, что деятельность
морского флота полностью либерализована, и если в отношении других видов
транспорта у государства есть возможность защищать национального перевозчика,
то на морском транспорте в качестве рыночного регулятора выступает в первую
очередь уровень фрахтовой ставки. Поэтому Минтранс выступил с инициативой по
совершенствованию законодательства в части использования судов под российским
флагом для перевозок при разработке арктических шельфовых месторождений. Исходя
из необходимости полного использования возможностей по защите интересов
национальных морских перевозчиков, предоставляемых международным морским
правом, и с учетом зарубежного опыта в ведомстве уже подготовили
соответствующий законопроект.
– Во всех странах, занимающихся
разведкой и добычей полезных ископаемых, их транспортировкой, правительства
поддерживают своих моряков и на
законодательном уровне не допускают участия в такого рода работах ни
иностранных судовладельцев, ни иностранных моряков в составе экипажей судов. Что
мешает нам сделать подобное в России? У нас давно создан и существует
Российский международный реестр судов. Хотят иностранцы работать на Арктическом шельфе и вообще на
континентальном шельфе РФ? Пожалуйста – регистрируйтесь в Российском
международном реестре и работайте под российским флагом, – говорит Юрий
Сухоруков. – Мы не предлагаем ничего нового. Приоритетное участие в перевозках
добываемых полезных ископаемых должно быть за российскими судовладельцами и
российскими моряками.
Сегодня в стране на всех уровнях
ведется серьезная работа по импортозамещению товаров, но куда меньше внимания
уделяется вопросу создания условий для импортозамещения услуг, в частности, в морском
секторе. По экспертным оценкам, в России импорт морских транспортных услуг
(фрахт за перевозку российских внешнеторговых грузов на судах под иностранным
флагом) составляет 12 - 15 миллиардов долларов в год.
– Применительно
к нашей сфере деятельности важнейшим условием «импортозамещения» все же является
создание новых рабочих мест для российских моряков при осуществлении морских перевозок
на континентальном шельфе Российской Федерации, включая Арктическую зону, –
говорит Юрий Сухоруков
При этом для
развития флота в правильном направлении не требуются государственные
инвестиции, вопрос лишь в совершенствовании законодательной базы, устранении
избыточных, дополнительных и дублирующих функций национального
законодательства, а также административных барьеров.
Наверх