11.09.2017

«Чёрные круинги» охотятся за вашими деньгами

«Моряк не должен платить за трудоустройство» – эту фразу, как мантру, повторяют эксперты, адвокаты и активисты транспортных профсоюзов по всему миру. Сами моряки из года в год обсуждают на форумах и в социальных сетях новые схемы работы круинговых аферистов. Обманутые делятся с новичками опытом и даже составляют «чёрные списки» компаний, замеченных в надувательстве. Но приходит новый день – и перед инспектором Российского профсоюза моряков (РПСМ) возникает очередная жертва аферы «чёрных круингов».

Чужой среди своих

В конце июля МВД по Краснодарскому краю сообщило о начатом расследовании в отношении 31-летнего жителя Новороссийска, который обещал моряку помочь получить место в солидной иностранной компании. За посреднические услуги он запросил 150 тыс. руб. Как только деньги поступили на банковский счёт афериста, он перестал отвечать на звонки, выключил телефон и просто пропал. Когда дело начали расследовать, выяснилось, что этот же человек причастен ещё к восьми аналогичным преступлениям, по каждому эпизоду возбуждены уголовные дела.

Любопытно, что обманщиком оказался никто иной, как… бывший моряк. Зная специфику работы, он без труда втирался в доверие к своим клиентам. «Все потерпевшие обращались к подозреваемому через знакомых, рекомендовавших его как человека, который давно работает в торговом флоте и может помочь в трудоустройстве, – пояснила начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД по Краснодарскому краю Мария Пирогова. – Всем потерпевшим мужчина предлагал заполнить трудовой договор, копия которого осталась у него с того времени, когда он действительно работал на судах». Теперь мошеннику светит реальный срок.

А вот новости с другого конца страны: следователи Находки возбудили уголовное дело по факту мошенничества с трудоустройством моряков. Тридцатидевятилетний мужчина, представляясь сотрудником кадрового агентства, предлагал помощь в устройстве на суда загранплавания. Стоимость своих услуг он оценивал от 75 до 160 тыс. руб. Само собой, заплатив псевдоагенту, моряки оставались без денег и без работы. Установлено, что жертвами афериста стали семь человек, а его прибыль с доверчивых клиентов составила 600 тыс. руб.

Обмануть афериста

В России по статистике 12% моряков хотя бы раз попадались на удочку аферистов. К счастью, в основном, это дела давно минувших дней; сегодня немногие готовы платить за обещания лжекруингов. Слишком заманчивые предложения, ошибки в правописании, чрезмерная настойчивость «агентов» рождают сомнения даже у самых наивных соискателей. В помощь сомневающимся – интернет, где можно проверить и электронный адрес, и реальное наличие у работодателя предлагаемой вакансии.

Один капитан ответил на заманчивое предложение так: «Вы предлагаете месячную зарплату аж в 25 тысяч фунтов? Но мне мало 25, хотелось бы 30 тысяч. Теперь что касается тысячи фунтов на оплату услуг миграционного агентства, которые вы просите отправить по web-money: чтобы не утруждать ваших офицеров, я могу и сам оформить визу в посольстве Великобритании в России». Псевдоагент легко согласился повысить зарплату, но продолжил настаивать  на срочном переводе денег на оформление визы, мотивируя это «политикой компании». Россиянин в ответ попросил прежде перевести ему пять тысяч фунтов, «на оплату таможенной пошлины за выезд из России». Само собой, после этого афериста как ветром сдуло.

Под реальными вывесками

Ещё более хаотичной является система найма моряков в Украине. Уверенные в своей безнаказанности, тамошние агентства под реальными вывесками используют совсем уж грубые методы. Вот какую историю поведал украинским СМИ судовой повар из Одессы Сергей:

«Разослал резюме, спустя несколько дней мне позвонили из компании по трудоустройству моряков, назначили встречу. Я пришёл пораньше, но мне в грубой форме объяснили, что я должен был прийти позже. Сейчас я понимаю, что у них всё было заранее продумано, чтобы соискатели не пересекались и не общались между собой. На собеседовании мне предложили хорошую зарплату, выше, чем средний уровень по рынку, это меня подкупило. Рассказали о «горячих» вакансиях, для которых надо открыть американскую визу. За содействие в подготовке всех документов просили уплатить пятьсот долларов и не медлить с решением. Я согласился и проплатил услуги, они обещали, что документы будут готовы через две недели, и я уйду в рейс. Однако время шло, никаких новостей от компании не приходило. Когда прошло два месяца, я отправил им письмо с уведомлением о том, что сроки исполнения по договору прошли, обязательства свои я выполнил, от них не получил обещанного и готов к решительным действиям. Мне пришёл ответ, что меня ждут в американском посольстве на собеседовании, поехать на которое я должен за свой счёт. При этом напомнили, что в случае отказа в визе деньги мне никто не вернёт. Спустя две недели мне пришел отказ в выдаче визы, а в компании заявили, что этого следовало ожидать, так как я предоставил посольству неверные данные. Но все мои визовые документы заполняли сотрудники компании!»

Сергей написал заявление в правоохранительные органы, однако там на обращение отреагировали усмешкой. «Скорее всего, через пару месяцев уголовное дело закроется, а аферы с трудоустройством моряков продолжатся, только поменяется название фирмы и адрес», – говорит пострадавший.    

«Золотые горы» Рио-де-Жанейро

Не так давно РПСМ вывешивал на своём сайте информацию о том, что в сети гуляет очередное псевдопредложение о работе от солидного судовладельца. Речь идет о гонконгской Star Cruise – одной из крупнейших круизных компаний, работающей на азиатско-тихоокеанском направлении. Некто, представляясь агентом компании, рассылает заманчивое обещание зарплаты в $6-7 тысяч. Само собой, предварительно от потенциальных работников требуются денежные вложения: на оплату визы, страховки и всего прочего, за что моряк платить не должен.

Схема обмана не нова, и всё же на удочку аферистов попались несколько человек. «Деньги перевёл, мне ответили: мы вам отпишемся, как только будет известно время и день получения визы. И тишина», «Заплатил, хотя долго сомневался, теперь не могу дозвониться: три гудка, и аппарат выключается», «Я попался, выслал 8 тысяч, в итоге ни работы, ни денег», – так рассказывают о своём печальном опыте несостоявшиеся работники Star Cruise. 

Когда кто-то всё же догадался проверить контактные данные «агента»,  выяснилось, что адрес не совпадает с реальным местом нахождения Star Cruise: у гонконгской компании появился двойник в Рио-де-Жанейро, который занимается не морскими делами, а реализацией продуктов в магазинчике одного из неблагополучных районов города.

Слабое звено

Подобные истории могут произойти только с теми, кто совершенно не знаком с процедурой найма на суда. Именно поэтому жертвами мошенников зачастую становятся выпускники морских учебных заведений, которые испытывают проблемы с трудоустройством. Другая категория – возрастные моряки, не слишком котирующиеся на рынке труда. Есть трудности и среди рядового состава.

«Агенты» по-разному называют свои поборы: оплата найма, расходы на приобретение билетов, получение визы, страховки, вознаграждение за продвижение анкеты соискателя в других компаниях. В РПСМ подчеркивают: ни одна солидная судоходная компания не будет набирать моряков за деньги. Российские и международные нормы обязывают судовладельцев самостоятельно нести все расходы, связанные с наймом. Это значит, что и виза, и билеты, и страховка приобретаются за счёт компании. Взимать деньги с моряка за трудоустройство запрещено законом. На сайте РПСМ можно ознакомиться со списком лицензированных агентств, сертифицированных на соответствие их услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям. Свой список надежных социальных партнеров предлагает и Южная территориальная организация РПСМ.

Помните: нужно всегда проверять информацию на официальном сайте компании-судовладельца или круинга: там обязательно должны быть контакты менеджеров, с которыми можно связаться.   

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх