29.08.2017

Автономное судоходство: больше плюсов, чем минусов?

Эксперты одной из крупнейших страховых компаний «Allianz Global Corporate & Specialty» (AGSC) провели исследование эффективности и безопасности автономного судоходства. По мнению AGSC, беспилотные суда смогут сократить количество инцидентов на море, потому как порядка 75% из них происходят из-за человеческого фактора, а автоматизация судоходных маршрутов облегчит логистику и повысит надежность морских перевозок. При этом ни о юридических сложностях в оформлении таких судов, ни о киберугрозах AGSC не упомянула.

Исследование AGSC основывалось на анализе почти 15 000 заявок на страхование ответственности, который показал, что выплаты из-за человеческой ошибки на этот объем учтенных страховых требований составляют порядка 1,6 млрд долларов США. При этом беспилотные суда помогут сократить колонку расходов на сам экипаж, которые равны 10-30% от всех эксплуатационных затрат, а освободившееся от жилых помещений место на судне можно будет использовать для размещения грузов. Было также высказано предположение, что автоматизация может привести к снижению количества пиратских инцидентов, поскольку злоумышленники не смогут захватывать экипаж в заложники..

– Автономные технологии имеют потенциал, чтобы привнести масштабные изменения в судоходную отрасль, которые не наблюдались уже очень давно, – говорит старший консультант по морским рискам в AGCS Эндрю Кинси.

Но несмотря на все выявленные исследованием AGSC плюсы беспилотных судов, нельзя забывать, что у медали две стороны. Одной из основных проблем автономного судоходства эксперты по всему миру считают недостаточную оснащенность, которая не позволит судам нового поколения справляться с киберпреступностью.

– Отрасль находится далеко не в лучшей форме, если речь идет о компьютерной безопасности. Эта проблема должна решаться на самом высоком уровне среди представителей отрасли. Брандмауэры и антивирусное программное обеспечение не смогут сдержать кибер-атаки. И если вы думаете, что вас не могут взломать – вы ошибаетесь, – считает генеральный директор компании «SeaIntelligence» Ларс Йенсен.

Управление, полностью переведенное в автономный режим, подразумевает, что у злоумышленников появится возможность попросту уводить суда с маршрута. Уже сейчас существуют устройства, способные фальсифицировать навигационные данные и заманивать теплоходы в пиратские ловушки. Но если пока взять ситуацию под контроль может экипаж, если вовремя заметит неладное, то беспилотное судно, взломанное пиратами, вернуть будет крайне сложно.

В Российском профсоюзе моряков также уверены, что на практике реализация такого сложного проекта будет сопряжена с рядом других серьезных трудностей и навряд ли представители отрасли откажутся от экипажей на борту своих судов:

– Вероятно, что автономные суда не только не смогут решить ряд существующих в отрасли проблем, но и добавят новые. В первую очередь это касается безопасности: только персонал, находящийся на борту судна, способен верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. К тому же угрозу представляют и внештатные ситуации, связанные со сбоем электронных элементов управления. В таком случае только реальный экипаж может вывести судно из аварийного состояния. Не меньше вопросов вызывает и юридический аспект. Так, на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет.

↑ 

Наверх