28.08.2017

Поправки к КТМС затронули не всех

Прошло чуть больше полугода с тех пор, как вступили в силу поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), закрепляющие финансовую гарантию судовладельцев по репатриации моряков. Однако в мировые СМИ продолжают поступать тревожные сообщения о плачевном состоянии брошенных экипажей: чаще всего речь идет о моряках, пострадавших от действий судовладельцев до 2017 года. Так, на днях экипаж тайваньского грузового теплохода, задержанного в Момбасе, Кения, смог покинуть борт судна после девяти месяцев «заточения».

Все это время 15 моряков пытались отремонтировать судно, у которого не работал генератор и система кондиционирования, закончилось топливо и чистая вода. Провизией их снабжали морские благотворительные организации.

– Туалеты были заблокированы, экипажу не разрешали сойти с борта из-за проблем с документами. Это было похоже на заключение в тюрьме, – говорит инспектор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) Бетти Макена. – Однако, капитан и старший механик все это время жили в гостинице в Момбасе и посещали судно один раз в день.

Кроме того, все это время члены экипажа не получали заработную плату, которая составляет всего 350 долларов США в месяц – почти в два раза меньше рекомендованной минимальной ставки МОТ (614 долларов США). Со временем судовладелец все же поддался давлению со стороны МФТ  и морских организаций и купил морякам билеты до дома. Однако Бетти Макена обеспокоена тем, что компания может не выплатить долги по зарплате до репатриации. А покинув судно, как показывает печальная практика, шанс моряков получить задолженности практически равен нулю. Между тем, с таким отношением и к собственному теплоходу, и к экипажу не известно, выполнил ли бы судовладелец новые требования конвенции, случись эта история после января 2017 года.

Напомним, что согласно тексту принятых поправок, все суда обязаны иметь на борту свидетельства, подтверждающее финансовое обеспечение обязательств, указанных в Конвенции. Это либо страховка, либо государственное социальное страхование, либо банковская гарантия. Копии этих свидетельств также должны быть вывешены на судне на видном месте, где каждый моряк может ознакомиться с ними.

Как показывает статистика Российского профсоюза моряков, далеко не все суда, заходящие в порты России, могут похвастаться доскональным соблюдением поправок к КТМС. Так, например, на Дальнем Востоке за первые полгода действия поправок представители Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ посетили 34 судна, на трех из которых страховые свидетельства отсутствовали. При этом о сумме страховок знали члены экипажей лишь восьми судов, чего нельзя сказать об их коллегах, которые в лучшем случае просто не знали суммы, на которые они застрахованы, а в худшем – понятия не имели, что страховка вообще должна быть. 

↑ 

Наверх