24.08.2017

«Эльбрус» получил по наследству

Второй помощник капитана на танкере «Эльбрус» СКФ «Новошип» Андрей Шанин в школьные годы чуть было не решил пойти по стопам своего деда и стать следователем в милиции. Однако выяснилось, что для этого надо преуспеть в изучении целого ряда гуманитарных наук, а Андрей уже к девятому классу школы понял, что это намного сложнее математики и физики. Пришлось обратиться к примеру отца, который был моряком.

На преддипломную практику курсант Шанин попал на химовоз «Альтаир», где и прошёл школу молодого бойца.

– Наш капитан Вартан Саркисович Абгарян с недоверием отнёсся к моей предыдущей практике на теплоходе «Мария Ермолова», – рассказывает Андрей Шанин. – Считал, что для моряка торгового флота практиковаться на «пассажире» – дело несерьёзное. Так что мне пришлось начинать с азов: полтора месяца отработал на палубе вместе с остальными матросами и только потом по месяцу с каждым из помощников капитана. Но именно там, в Северном море, которое славится своим интенсивным трафиком, я выработал навыки по расхождению судов, которые служат мне по сей день. Это было хорошей школой.

После практики в «Новошипе» Андрей и не думал искать должность четвёртого помощника в другой компании. Он остался в компании и в 2009 году стал третьим помощником капитана на танкере «НС Концепт». По сравнению с предыдущими судами это была настоящая громада: сто тысяч тонн со своим характером и набором навигационных характеристик.

– Адаптироваться помогли капитан Александр Филькин и всё то же Северное море, – рассказывает Андрей. – Работали на коротком плече. За весь рейс всего лишь два длинных перехода: в Конго и обратно. Капитан тоже спуску не давал, чуть ли не ежедневно экзаменовал меня по мануалам. Пришлось одновременно штудировать и навигационную часть своей профессии, и административную. Зато в конце рейса он крепко пожал мне руку и с теплотой сказал: «Ждём после отпуска». Для меня это было лучше любого промоушена.

Но вернуться на «Концепт» Шанину не удалось: компания направила его на судно «Московский кремль». Тут ему впервые открылась изнанка морской романтики в Аденском заливе и не только там.

– На тот момент прошло всего несколько месяцев с освобождения из пиратского плена другого нашего танкера, «Московского университета», – вспоминает Андрей. – Ещё не утихли страсти, а мы на «Московском кремле» с удвоенным рвением отрабатывали тревоги. «Колючка» на леерах, охрана на мостике, штурмовые винтовки наперевес – всё, шутки кончились.

С тех пор для всех российских моряков профессия стала немного другой. Даже если ни атак, ни угроз пиратского нападения в реальной жизни им не встречалось, сама возможность от этого больше никому не казалась призрачной. Но и это не сбило Андрея Шанина с выбранного жизненного пути. В 2013 году он в должности второго помощника капитана был направлен на знаковый для него танкер «Эльбрус».

– Поначалу я немного волновался, – рассказывает моряк. – И дело не в том, что это был первый рейс в новой должности, к обязанностям я был готов. Просто мой отец, Евгений Львович Шанин, до того как ушёл преподавать в «Новошип Тренинг», работал штурманом именно на «Эльбрусе». Здесь многие его помнили, и мне надо было соответствовать.

Переживания оказались напрасными. На «Эльбрусе» его встретила особенная, почти домашняя атмосфера, которую в первую очередь задавали два капитана, работавшие на судне в разное время: Николай Головченко и Николай Демченко, для которых люди всегда на первом месте. А дружелюбный климат на борту является обязательной составляющей успеха. В 2014 году это, кстати, было подтверждено престижной корпоративной наградой: «Эльбрус» был признан лучшим в составе флота «СКФ Новошип».

Андрей Шанин на «Эльбрусе» прижился. Последние три контракта плотно работал в Юго-Восточной Азии. Южно-Китайское море, Малаккский и Сингапурский проливы: в этих местах броуновское движение джонок и мелких рыбацких судёнышек, которые выныривают из-под носа как чёрт из табакерки – норма жизни. Но это просто стало возможностью для мастер-класса по навигации:

– Порой на радаре будто пчелиный рой светится. А наш капитан Николай Демченко стоит на мостике как скала. Никаких поспешных решений, за каждым действием – тонкий расчёт. И ни один мускул на лице не дрогнет. Приятно наблюдать за такой работой!

↑ 

Наверх