18.08.2017

Компенсации морякам. Что нужно знать?

Работа в море никогда не считалась простой – морякам во время рейса зачастую приходится сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Не исключено, что во время одного из таких инцидентов член экипажа может получить серьезную травму на борту судна. Какой вид компенсации в этом случае моряк сможет получить от судовладельца и какие сложности будут его ожидать? На этот вопрос отвечает юрист Калининградской региональной организации РПСМ Петр Дзендзелюк:

«Особое место в Сводной конвенции МОТ о труде в морском судоходстве занимает Стандарт A4.2, который определяет, что все государства-участники Конвенции должны принять нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность судовладельцев за охрану жизни и здоровья своих моряков. Что же подразумевает эта формулировка?

Во-первых, судовладельцы компенсируют расходы моряков, связанные с их болезнью и травмами, произошедшими с момента начала трудовой деятельности до момента ее окончания. Во-вторых, судовладельцы выплачивают денежные средства моряку или его близким в случае длительной потери трудоспособности или при летальном исходе в результате болезни, опасности или профессиональной травмы. В-третьих, судовладельцы оплачивают морякам медицинское обслуживание, в том числе лечение, обеспечение терапевтическими средствами и необходимыми лекарствами. Кроме того, работодатели оплачивают проживание и питание моряка вне дома до тех пор, пока он не вылечится или пока не станет известно о постоянном характере заболевания/полной потере трудоспособности. В-четвертых, работодатели оплачивают погребение в случае смерти, произошедшей на борту судна или на берегу. 

Исходя из этих обязательств выделяются следующие виды компенсаций:

  • компенсация при получении травмы в рейсе; 
  • компенсация, которая выплачивается семье, если во время рейса или действия контракта моряк погиб;
  • компенсация, выплачиваемая семье в случае пропажи моряка без вести; 
  • компенсация за моральный вред; 
  • компенсация моряку, если он заболел в рейсе.

Почему-то, большая часть моряков абсолютно уверена: если они получили травму на борту, им точно будет выплачена компенсация, а если на судно распространяется коллективный договор ITF, то сумма выплаты будет очень высокой. В принципе, все эти утверждения верны, но моряков на пути к выплате все равно могут подстерегать подводные камни.

Если на судне действует договор ITF, то член экипажа, получивший травму в рейсе, имеет право на выплату, и чем тяжелее и опаснее травма, тем выше будет сумма компенсации. Например, согласно коллективному договору ITF TCC IBF 2017 года, если моряк утратит трудоспособность на 100%, то член рядового состава получит 102 308 долларов США, младшего комсостава – 136 410 долларов США, а для старшего командного компенсация будет равна 170 510 долларам США.

К тому же, практически все возможные варианты травм и увечий прописаны в отдельной шкале договора с указанием процентов потери трудоспособности. Например, потеря всех пальцев на правой руке – это 55% , на левой – 50%, потеря мизинца равняется 8 %, потеря зрения на один глаз или одного глаза составит 20%, а обоих глаз или полная потеря зрения – 100%.

Если моряк погиб на борту, то единовременное пособие, выплачиваемое выгодоприобретателю, которого моряк указал в контракте, составляет сумму равную компенсации при 100% потере трудоспособности, а его детям младше 18 лет (не более 4 человек) судовладелец должен будет выплатить по 20 462 долларов США.

У многих моряков возникает вопрос: а может ли судовладелец каким-то образом уйти от выплаты компенсации? Основная лазейка для работодателя заключается в том, что согласно коллективному договору ITF, степень утраты работоспособности устанавливается медиками. Только врачи могут определить тяжесть травмы, указать, возможна ли реабилитация и какие перспективы ждут работника в дальнейшем. Если будет установлено, что через какой-либо период к моряку вернётся трудоспособность, то, скорее всего, он уже не сможет добиться выплаты всей установленной суммы компенсации.

Порой после происшествия, представители страховщика компании сразу делают пострадавшему моряку «щедрое» предложение в размере 20-30% от суммы, прописанной в договоре, но вне юридических обязательств. Таким образом они берут с моряка письменное согласие о том, что в будущем он и члены его семьи не будут претендовать на любые другие компенсации от судовладельца.

Сложности могут возникнуть и в случае, если моряк пропал в рейсе. По договору компенсация должна составить 100%, но судовладелец может посчитать, что он не пропал, а покончил жизнь самоубийством. При таком раскладе компания не несёт ответственности, а оставляет всё на усмотрение суда. Конечно же, суд, при отсутствии доказательств со стороны работодателя, обяжет компанию выплатить полный размер компенсации. Тут главное, чтобы родственники моряка решили бороться до конца: даже если член экипажа был россиянином, дело может рассматриваться, например, в суде государства Сент-Китс и Невис. Многие в таком случае предпочитают забрать предложенные судовладельцем деньги, хотя по факту могли бы обратиться за помощью в профсоюз и, приложив определенные усилия, получить полную сумму компенсации. 

Другая уловка заключается в том, что судовладелец может пообещать взять моряка в рейс после того, как он вылечится и откажется от компенсации или согласится на ее часть. Порой моряку даже помогают пройти медкомиссию, подтверждающую, что он здоров и годен к работе (хотя это и не так), а в рейс потом так и не берут, а моряк остается и без работы, и без компенсации. 

Разберем еще один случай: когда моряк в ходе рейса получил травму, вследствие которой частично потерял зрение или слух, или же у него случился инфаркт, скорее всего, он утратит всего 25-30% трудоспособности, но в море его больше не возьмут. В такой ситуации работник может требовать выплаты 100% компенсации, а не предложенных 20%, так как для работы в море его трудоспособность утрачена на все 100%.

А что делать моряку, если несчастный случай произошел на судне, покрытом коллективным договором, но не проформы ITF? Как правило, все происходит так же, как при наличии договора ITF, за исключением некоторых деталей:


  • В договоре будет указана сумма за максимальную потерю трудоспособности или смерти моряка, а компенсация будет устанавливаться пропорционально этой сумме и на усмотрение работодателя.
  • Сумма за 100% потерю трудоспособности будет равна порядка тридцати тысячам долларов, а не ста двадцати тысячам, как в колдоговорах ITF. 
  • Без помощи профсоюза, моряку получить компенсацию всё равно не удастся.


И наконец, что делать, если инцидент произошел на судне, не покрытом коллективным договором? Обычно эти случаи – самые проблемные и непредсказуемые. Не прописывая полностью условия труда и не заключая колдоговор с профсоюзом, судовладельцы лишают моряка возможности требовать с них компенсации. Разумеется, и эти ситуации не безысходны: у инспекторов ITF и РПСМ есть достаточно рычагов давления на недобросовестных работодателей, например, обращение в Регистр государства флага судна. Но ожидать, что размер компенсации будет адекватным, не стоит. Бывали случаи, когда простой почтальон из коммерческой почтовой компании, приносил на порог квартиры семьи моряка банку из-под варенья с непонятным наполнением и говорил: «Вот… прах… получите…распишитесь...». Не стоит думать, что если сумма компенсации не прописана, то с работодателя или страховой можно будет и миллион стрясти. Как говорится, «в казино всегда выигрывает только казино».

А вот в российском праве существуют еще и общие нормы о несчастных случаях на производстве (ст. 227-231 ТК РФ), они распространяются и на профессиональные травмы на морском, речном судне в рабочее или свободное от вахты и судовых работ время.

При профессиональной травме моряк вправе претендовать на пособие по временной нетрудоспособности, страховые выплаты, оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией. Все это, кроме пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваются Фондом Социального Страхования РФ.

Пособие же выплачивается работодателем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного моряка в размере его усредненного заработка. Сумму таких выплат Фонд социального страхования РФ засчитывает работодателю, как уплату страховых взносов.

Страховые выплаты бывают двух видов: единовременные и ежемесячные. Моряк или его близкие имеют право на пособие в случаях, когда согласно медицинскому заключению и экспертизе профессиональная травма привела к потере трудоспособности или смерти моряка.

Сумма первого вида страховой выплаты является гибкой и утверждается каждый год законом о бюджете. На 2017 год максимальная сумма ежемесячной страховой выплаты составляет 72 290,4 рубля. В случае же летального исхода родные моряка получат 1 миллион рублей. Более подробную информацию можно найти в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что касается компенсации морального вреда, то тут в нашей стране вообще «дремучий лес». Моральным вредом считаются психические и физические страдания. Суд должен принять их во внимание и определить денежную сумму, компенсирующую эти страдания, учитывая при этом личные особенности потерпевшего. Но на практике наш суд потребует доказательства, к примеру, справку от психолога, или чеки из аптеки на валерьянку. В случае отсутствия таковых, моральный вред или моральный ущерб будет равен нулю.

И напоследок: как показывает практика иностранные и российские работодатели, страховщики судовладельца и страховой фонд зачастую рассчитывают на юридическую безграмотность работника. Они тянут до последнего, чтобы сохранить свои деньги, не выплачивая положенные компенсации пострадавшим морякам, отказывая или уменьшая размер выплат по тем или иным причинам. Конечно, такие действия неправомерны и моряку будет крайне сложно справиться с этой ситуацией своими силами. Именно поэтому для решения вопроса о выплате компенсаций стоит обратиться за помощью в профсоюз».

Источник: Калининградская региональная организация РПСМ

↑ 

Наверх