11.08.2017

Готова ли судоходная отрасль к беспилотному будущему?

Первые рейсы автономных морских судов запланированы на 2020 год. Об этом сообщают представители норвежских компаний Yara и Kongsberg, совместно разработавших один из первых контейнеровозов на электрической тяге.

Главную цель создания такого судна разработчики видят в заметном уменьшении выбросов, загрязняющих окружающую среду. Так, автономное грузовое судно сможет заменить 40 тыс. рейсов грузовых автомобилей, совершаемых между норвежскими портами и сопровождающихся шумовым загрязнением и вредными выбросами.

Предполагается, что весь 2018 г. судно будет эксплуатироваться в пилотируемом режиме, а в течение 2019-2020 годов его полностью переведут в автономный режим. В рамках партнерства Kongsberg будет отвечать за разработку и внедрение основных технологий на судно, включая датчики и интеграцию, необходимые для обеспечения удаленного контроля и автономных операций, а также электрический привод, батареи и системы контроля пропульсивной установки.

Норвежские судостроители не первыми задумались о создании самоуправляемых судов: в 2014 году компания Rolls Royce представила концепт грузового судна, которое также планируется выпустить в море к 2020 году. Управление техникой будет осуществляться компьютером под дистанционным присмотром оператора, находящегося в центре управления на берегу.

Однако никто до сих пор не может ответить, насколько безопасно использовать такой вид транспорта. По мнению многих экспертов, полная и безоговорочная безопасность при эксплуатации беспилотных судов до сих пор остается под большим вопросом, который во многом заключается в способности выполнять аварийный ремонт на борту судна и реагировать на прочие непредвиденные обстоятельства в море.
В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) уверены, что на практике реализация такого сложного проекта будет сопряжена с рядом трудностей и навряд ли представители отрасли откажутся от экипажей на борту своих судов. Наравне с безопасностью не меньше вопросов вызывает и юридический аспект. Так, на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет.

↑ 

Наверх