24.07.2017

UK P&I Club выпустил доклад о похищениях моряков в Гвинейском заливе

Британский Клуб взаимного страхования (UK P&I Club) выпустил доклад, в котором объясняет, почему в Гвинейском заливе растёт число похищений с целью выкупа, что происходит во время похищения, а также даёт советы по проведению тренинга для членов экипажей морских судов.

Именно Гвинейский залив является сегодня наиболее опасным регионом для моряков. С 2014 по 2016 год число похищений с целью выкупа здесь неуклонно росло. Как говорится в докладе, такая ситуация связана с нестабильной политической обстановкой в Нигерии, в чьих территориальных водах зачастую и происходят нападения. Страна погрязла в конфликтах и имеет несколько вооружённых формирований на севере и юге. Это облегчает доступ к оружию, а также создаёт угрозу того, что группировки, действующие на суше, рискнут напасть на торговые суда. При этом действовать преступники должны быстро, чтобы не быть пойманными военными. А поскольку кража груза – процесс трудоёмкий, требующий соответствующего снаряжения, большого количества людей и времени, не удивительно, что предпочтение отдаётся похищению моряков. Зачастую, это происходит в крайне жёсткой манере. В докладе подчёркивается, что преступники нередко принимают наркотические вещества или алкоголь перед нападением, поэтому теряют контроль и могут избить пленников или даже ненароком убить в процессе захвата судна.

Похитители увозят свои жертвы в один из прибрежных штатов Нигера, как правило в промежутке от Дельты до Кросс Ривера, где те содержатся в среднем 21-28 дней – именно столько обычно длятся переговоры с судовладельцем. Во время содержания под стражей к морякам не применяют физического насилия, напротив – их стараются содержать в приемлемых условиях. Тем не менее, из-за плохой гигиены многие всё же страдают диареей, рвотой или малярией. Но наиболее ощутимые последствия плена проявляются уже после его окончания. Это не физический недуг, но психологический – большинство моряков, переживших нападение пиратов (неважно, были они похищены или нет), страдают впоследствии от тревоги, флэшбеков и других симптомов посттравматического стрессового расстройства.

Специалисты юридической фирмы Holman Fenwick Willan (HFW), практика которых была использована в подготовке доклада, утверждают, что моряки, помимо страха за свою жизнь, переживают за будущее трудоустройство и сохранение зарплаты на время содержания в плену. Эксперты HFW советуют судовладельцам учитывать это при управлении рисками, поскольку справедливое отношение к экипажу будет выгодно всем участникам судоходной отрасли. UK P&I Club отмечает, что растущий риск похищений в Гвинейском заливе вредит бизнесу: судоходным компаниям и круинговым агентствам всё труднее набирать экипажи для работы в этом регионе, особенно из числа высококвалифицированных кадров. Однако если моряк, переживший плен, а также его семья будут чувствовать поддержку со стороны работодателя в процессе репатриации и в последующий период, он с большей вероятностью продолжит трудиться в компании. Таким образом, моряк сохранит место, а компания – ценного сотрудника.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) напоминает, что вопрос сохранения зарплаты моряков на время их нахождения в плену обсуждался рабочей группой трёхстороннего комитета Международной организации труда (ILO) в начале апреля. Её итогом стало предложение по изменению стандартов Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006). Стандарт А2.1 предложено дополнить параграфом 7, который гласит, что каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно принять законы или нормативные акты о том, что контракт моряка не может быть прекращён, пока тот находится в плену в результате пиратского нападения или вооружённого ограбления. Стандарт А2.2 также предложено дополнить параграфом 7, который гласит, что пока моряка удерживают в неволе в результате пиратского нападения или вооружённого ограбления, его зарплата и все социальные гарантии и обязательства, прописанные в трудовом договоре, сохраняются за моряком до тех пор, пока он не будет освобождён и успешно репатриирован в соответствии со Стандартом А2.5. Решения рабочей группы направлены в Трёхсторонний комитет для принятия дополнений в Конвенцию.

↑ 

Наверх