07.07.2017

Путь к равенству

Вопросы равенства в судоходной отрасли с каждым днем все больше и больше привлекают внимание общественности. В первую очередь речь идет о гендерных стереотипах и инцидентах, связанных с притеснениями на борту судов. Зачастую эти проблемы пересекаются с вопросами урегулирования взаимоотношений в многонациональных экипажах: традиции и культурологические устои разных стран могут сильно сказываться на характере общения между моряками, в том числе и на восприятии женщин-моряков в коллективе.

Чтобы подробнее изучить этот вопрос, британский Университет Саутгемптон Солент запустил проект «Вопросы гендерного равенства и прав женщин в многокультурных экипажах», который направлен на разработку определенных практик и инструментов, способных расширить права и возможности женщин в морской отрасли, а также обеспечить их должной защитой и поддержкой.

В ходе исследования был проведен опрос моряков из Китая, Нигерии и Великобритании, в котором приняли участие и мужчины, и женщины. Так, в Китае 17% респондентов сказали, что они в принципе слышали о проблемах, с которыми женщинам приходится справляться на судне в составе поликультурного экипажа. В Нигерии дискриминация названа главной проблемой, с которой сталкиваются женщины-моряки. Опрошенные отмечали, что права некоторых моряков «могут ущемляться из-за предвзятости членов экипажа по гендерному признаку».

В Великобритании перед плавательной практикой кадетам был задан следующий вопрос: «Какая, по вашему мнению, самая большая проблема, с которой могут столкнуться женщины, находясь на судне?». Из 52 респондентов, 19% назвали основной проблемой сексуальное притеснение, 12% – сексизм и 8% – одиночество, изолированность и сегрегацию. Кроме того, 16% опрошенных признались, что сами стали объектом домогательств, 15% сообщили, что сталкивались с дискриминацией по половому признаку.

Конструктивные проблемы, стоящие за низким уровнем представительства женщин в отрасли, отчасти являются традицией, но также связаны с отсутствием знаний о возможном карьерном росте.

– Как правило, на школьных ярмарках среди молодёжи не рассказывается о судоходстве как о возможном будущем призвании, – отмечает руководитель проекта, доктор Кейт Пайк. – В большинстве случаев до университетского уровня о профессии моряка ничего не говорится, но к тому времени отказываться от выбранной специальности в пользу судоходства решаются единицы.

К счастью, ситуация начинает постепенно меняться. Так, кампания «Careers at Sea Ambassadors» насчитывает свыше 310 добровольцев, которые посещают школы и ярмарки вакансий для распространения информации о карьере в морском торговом флоте. В Международной морской организации (ИМО)  действует проект «Maritime Ambassador Scheme», участники которого могут различными способами оказывать поддержку морских профессий, в том числе посещая местные школы.

– Мы надеемся, что эти программы популяризации морских профессий смогут вселить в женщин уверенность стать частью индустрии, наряду с молодыми кадрами. Не исключено, что будущим поколениям не придется сталкиваться с предвзятостью, как по гендерному, так и по любому другому признаку, – говорит Кейт Пайк.

Помимо инициатив исходящих от морских организаций, вопросом должны заняться и судоходные компании, разработав стратегию по эффективному преодолению дискриминации любого рода. Около 80% экипажей – это многонациональные команды, и дискриминация внутри них может произойти в силу культурных различий или проблем в общении. Единственным способом преодолеть это может стать менторство.

Менторство – это эффективный, с точки зрения затрат, способ оказать поддержку как женщинам, так и мужчинам, которые по ряду причин могут оказаться объектом дискриминации и притеснений, опасаясь сообщить о каких-либо проблемах из-за иерархического характера отношений на судне. Наличие наставника означает, что у человека будет тот, кто его выслушает.  

Кроме того, по мнению доктора Пайк, чтобы создать на судне наиболее благоприятную атмосферу, компаниям следует принять во внимание семейные обстоятельства всего экипажа, физические и медицинские потребности экипажа. Согласно недавнему «Опросу о состоянии здоровья и благосостоянии женщин-моряков», в котором приняли участие 595 представительниц, 47% респондентов назвали боли в суставах и спине, а также стресс/депрессию/тревогу двумя основными проблемами со здоровьем. При этом многие женщины не решаются получать медицинское обслуживание в период рейса из-за отсутствия конфиденциальности.

– Судоходной индустрии предстоит еще долгий путь к гендерному равенству. И без поддержки на законодательном уровне в этом вопросе не обойтись. Необходимы совместные действия общественности и профсоюзов, направленные на изменение поведения и отношения к существующей проблеме. Судовладельцы, в свою очередь, должны создавать все необходимые условия для комфортной работы. Только в этом случае мы сможем сдвинуться с мертвой точки и оставить необоснованные стереотипы в прошлом, – уверены в Российском профсоюзе моряков.

По материалам: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх