27.06.2017

РПСМ обсудит с министром проблемы моряков

Медицинское освидетельствование, расширение возможностей занятости российских моряков и финансовые гарантии судовладельцев на случай репатриации – эти вопросы будут обсуждаться на сегодняшней встрече председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрия Сухорукова и министра транспорта Максима Соколова. Такое решение было принято на прошедшем 26 июня совещании заместителей председателя РПСМ.

Выбор не случайно пал на эти темы, поскольку именно они по общему мнению лидеров профсоюза являются самыми актуальными на сегодняшний момент. Так, наибольшие опасения вызывает вопрос медосвидетельствования: стремительно приближается 1 июля – крайний срок реализации требований Конвенции ПДНВ об утверждении перечня сертифицированных медицинских учреждений или врачей, уполномоченных проводить медицинские освидетельствования моряков. В России он до сих пор отсутствует, как и утверждённая форма медицинского свидетельства. РПСМ опасается, что к указанной дате нормативно-правовые акты не будут готовы; это не только поставит под угрозу рабочие места российских моряков, но и создаст проблемы отечественным судовладельцам.

Что касается занятости российских моряков, этот вопрос напрямую связан с защитой национальных интересов. Дело в том, что принятый в 2014 году закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» дал возможность резидентам таких территорий (а ими могут быть признаны и судовладельцы) нанимать иностранцев без каких-либо разрешений, ставя тем самым под удар национальный рынок труда. Сложившаяся ситуация, по мнению РПСМ, противоречит Правилу 2.8 КТМС, которое гласит: «Каждое государство-член проводит национальную политику, направленную на содействие занятости в секторе морского судоходства и на поощрение карьерного роста, повышения квалификации и расширения возможностей для занятости моряков, проживающих на его территории».

Профсоюз предлагает не только прекратить раздачу преференций российским судовладельцам, но и запретить применение труда иностранных моряков на российских судах, занятых на континентальном шельфе РФ, поскольку это стратегически важная для страны зона. Если же для подобной деятельности привлекаются иностранные суда, то их экипаж должен хотя бы на 80% состоять из российских моряков.

Помимо этого, лидеров РПСМ беспокоит реализация требований Стандарта А2.5.2 КТМС о финансовых гарантиях судовладельцев в целях содействия морякам в случае оставления их без помощи (Правило А2.5- Репатриация). По их опыту, на практике пока слишком много «дыр». Например, председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов не раз сталкивался на судах с сомнительными свидетельствами.

– Формально все выглядит «гладко», – рассказывает Николай Суханов. – Указаны период действия свидетельства, конкретная компания, которая должна покрыть издержки в случае репатриации, задолженности или несчастного случая. Только вот документу не хватает одной маленькой, но очень важной детали – печатей и подписей сторон, без которых он превращается в простую бумажку и ни к чему не обязывает. Кроме того, не установлен размер страховых выплат – нет ни одного документа, где бы это было прописано. Сколько моряку должны заплатить: 1000 рублей или 100 000? Мы ходим на суда и практически на всех проблемных теплоходах есть свидетельства о финансовой гарантии. Закрадывается подозрение – подлинные ли они?

– Тут ещё важно, чтобы не появился рынок липовых страховок, как это было на заре ОСАГО. Поэтому на национальном уровне должен существовать понятный и прозрачный механизм их реализации, – добавляет первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Несмотря на актуальность проблемы, профсоюзу до сих пор ничего не известно о принятых мерах по реализации требований о финансовых гарантиях со стороны Минтранса, страховых компаний и судовладельцев.

Профсоюз неоднократно поднимал вышеперечисленные вопросы перед органами государственной власти, но так и не добился внятных ответов. Хочется надеяться, что сегодня на встрече с министром транспорта всё пройдёт по-другому.

↑ 

Наверх