27.06.2017

Последний в мире плавучий маяк прибывает в Калининград

Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы последнего в мире плавучего маяка «Ирбенский». Сейчас он направляется на буксире в Калининград, где должен стать экспонатом Музея Мирового океана.

В ходе ремонта было проведено тщательное обследование корпуса и всей донно-забортной арматуры, обеспечивающей живучесть судна. Маяк был очищен и заново покрашен. Проведён ремонт винторулевого комплекса, укреплены палубы в местах со сквозной коррозией, проверена герметичность иллюминаторов, дверей и люков внешнего контура судна. Отремонтированы стенки надстройки в местах их примыкания к главной палубе.

Сам ремонт прошёл гладко, однако возникли небольшие трудности во время выхода «Ирбенского» из дока Кронштадтского завода. Как сообщает телеканал «Культура», буксирам не удалось войти в узкий док, и музейные работники с помощью матросов завода вручную развернули плавмаяк.

– Здесь стоит большой корабль «Смольный», буксиры побоялись его повредить. Поэтому мы вручную развернули «Ирбенский», благо у нас заместитель по флоту − яхтсмен, моряк, понимает, что к чему, и команда опытная, − рассказала директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

История жизни «Ирбенского» достаточно интересная. В 1962 году плавучий маяк заступил на службу в одном из самых опасных проливов Балтийского моря − Ирбенском. Больше 20 лет он обеспечивал безопасность мореплавания: светил, гудел и распространял радиосигналы. Экипаж плавмаяка состоял из 19 человек, которые следили за оборудованием, проводили гидрографические и метеорологические наблюдения. Огни маяка были видны на расстоянии 18 км, что обеспечивалось за счёт светооптического аппарата с уникальной линзой Френеля, которая представляет собой совокупностью примыкающих друг к другу концентрических колец треугольной формы. Каким-то чудо ей удалось уцелеть, и сейчас она находится на реставрации в Калининграде.

После прекращения работы маяка в конце 1980-х годов его использовали как штаб военно-морской дивизии. В «нулевых» плавмаяк списали, хотели продать на металлолом; даже выставляли на торги несколько раз, но покупателя не нашлось. Судно лишь чудом не ушло «на гвозди». В 2015 году оно перешло в ведение Музея Мирового океана, и теперь после ремонта готово послужить людям в новом качестве. «Ирбенский» займёт достойное место наряду с другими экспонатами: крупнейшим в мире научно-исследовательским судном-музеем «Витязь», единственной в стране подводной лодкой-музеем 641-го проекта на плаву «Б-413», уникальным судном космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», а также рыболовным судном-музеем «СРТ-129».  

↑ 

Наверх