31.05.2017

Под парусами и Андреевским флагом

Для морской державы считается особой гордостью иметь в составе своего флота действующее парусное судно для организации учебной практики курсантов. Но это и большая роскошь, позволить себе которую могут далеко не все. Содержание таких судов стоит дорого. В нашей стране парусных учебных судов до недавнего времени насчитывалось пять. Осенью 2016 года к отряду легендарных парусников присоединился ещё один – после ремонта в эксплуатацию был введен легендарный «Херсонес». Учебная практика для курсантов Юга России является теперь для него приоритетной задачей.

Сегодня на «Херсонесе» под руководством трёх руководителей проходят практику 107 будущих судоводителей со второго и третьего курсов Института водного транспорта им. Г. Я. Седова, ростовского филиала Государственного морского университета им. адмирала Ф. Ф. Ушакова. До конца июня они будут осваивать парусное дело между портами Ялта, Севастополь, Новороссийск и Сочи. Для каждого из этих городов заход парусника означает праздник для жителей и гостей – так, в Сочи «Херсонес» уже принял участие в красочной выставке Yacht Show 2017. В Новороссийске судно будет находиться в «режиме открытого трапа» с 30 июня по 2 июля, и посетители смогут познакомиться с историей парусника, чуть было не канувшего в небытие.

Долгий путь домой

Трехмачтовый фрегат «Херсонес» был спроектирован и построен в Польше, на Гданьской верфи по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Наряду с «Дружбой», «Даром Молодежи» и «Миром» он стал продолжением серии учебных парусных судов, целенаправленно закладывавшихся для организации плавательской практики курсантов. 26 парусов «Херсонеса» управляются исключительно вручную и обеспечивают основное движение судна, а два двигателя используются при заходе в порты, а также при работе в непогоду.

«Золотым временем» можно назвать первые три года работы фрегата. Тогда он совершал учебные международные рейсы с курсантами из керченского филиала Калининградского технологического института рыбной промышленности. Затем наступил 1992 год, над «Херсонесом» поднялся флаг Украины, а филиал стал самостоятельным учебным заведением. Не имея возможностей содержать парусник, Керченский технологический институт передал его немецкой компании, которая в обмен на доходы от его эксплуатации обещала следить за состоянием судна и при необходимости ремонтировать. Больше 10 лет парусник под управлением немцев возил по миру туристов и даже поменял исторический облик – борт «Херсонеса» перекрасили в красный цвет, чтобы уменьшить расходы и повысить узнаваемость судна. В 2005 году договор с немцами был расторгнут по инициативе украинской стороны, а в 2006, посчитав эксплуатацию учебного парусника экономически невыгодной, руководство сократило экипаж и вывело судно в отстой Керченского порта. Десять лет «Херсонес» находился в забвении, пока в 2015 году его не передали в собственность «Росморпорта» и не подняли над ним российский триколор. За восемь месяцев была проведена огромная работа по восстановлению парусника, судну вернули белый цвет с синей полосой по борту и официально приписали к Севастопольскому порту. 

Их первый рейс

В день, когда закончились ремонтные работы, «Херсонес» присоединился к парусной регате SCF Tall Ships 2016 по Чёрному морю. На борту под управлением капитана Дмитрия Тесленко находились 72 курсанта. Однако капитан сразу отметил: 72 – мало. На «Херсонесе» должно быть, по крайней мере, 90 человек – по 30 на каждую из трёх его мачт. «Когда учебное парусное судно восстанавливали, задачу ставили такую: дать возможность испытать свои силы под парусом для ребят со всей России», – рассказывал тогда Дмитрий Тесленко. О том, что у новороссийцев действительно есть все шансы попасть в число счастливчиков, говорил в ходе регаты и исполнительный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев. Он отметил, что как раз учебная практика для курсантов Юга России является для «Херсонеса» приоритетной задачей.

Сказано-сделано: в свой первый рейс на «Херсонесе» отправились из Севастополя ростовские курсанты филиала ГМУ. Их маршрут уже расписан на много месяцев вперед, неизменно с заходом в российские порты Чёрного моря. На вопрос о возможности посещения заграничных портов, капитан Тесленко отвечает так: «Смотря куда. Если в Европу, то, наверное, в ближайшее время нет, а вот в Азию, думаю, без проблем. Да и Греция, Кипр, Египет – это наши друзья».

Сейчас знаменитый парусник и его практиканты завершают свой первый учебный круг по Чёрному морю. Одновременно он заочно участвует в фотовыставке, проходящей в Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее. На ней представлены настоящие «аристократы морей» – макеты и фотографии всех действующих учебных парусных судов России. Именно на парусники большинство курсантов российских морских вузов заступают на свою первую практику. Ребята учатся чувствовать море, привыкают к качке, работе в коллективе и замкнутым пространствам. И хоть такой первый шаг важен, а многие с восторгом отзываются о плавании под парусами, всё же это не сравнить с работой на настоящем современном торговом судне. А вот туда-то многим ребятам бывает тяжело попасть, чтобы завершить обязательную 12-месячную плавпрактику, без которой дорога в профессию закрыта. К сожалению, как неоднократно отмечал РПСМ, это является проблемой для национального морского рынка труда. Курсанты не могут набрать ценз из-за малого количества УПС, несовпадением учебного плана со сроками практики и нежеланием судовладельцев взваливать на себя лишние хлопоты. Возможно, помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объёмом плавпрактики. Однако вопрос это деликатный и требует тщательного обсуждения со стороны всех заинтересованных сторон – судовладельцев, вузов, профсоюза, министерств. Пока, к сожалению, РПСМ, неоднократно поднимавшему этот вопрос, не удалось заставить чиновников выйти на обсуждение проблемы.

По материалам Южной территориальной организации РПСМ

↑ 

Наверх