26.05.2017

По следам Марка Твена

Олег Таранец только что вернулся из своего первого рейса в должности четвёртого помощника капитана. Какие впечатления получил он от первого контракта и соответствовали ли они его представлениям о профессии моряка?

Между морем и тундрой

Олег – выпускник морского технического лицея, учебу закончил с серебряной медалью. По результатам ЕГЭ его готовы были принять многие московские ВУЗы.

– Я с самого начала настроен был получить «мужскую» профессию: хотелось испытаний и приключений, – рассказывает Олег. –  Долго колебался между университетом нефти и газа имени  Губкина в Москве и Морским университетом у нас, в Новороссийске. Кто-то посоветовал: «А ты представь, что выбираешь не между профессиями геологоразведчика и штурмана, а между тундрой и морем».  Я представил – и без лишних сомнений выбрал море.

С первых же дней учебы в Государственном морском университете им. Ушакова Олег был нацелен на работу в Новороссийском морском пароходстве. «Новошип» – это бренд, известный во всём мире, но и требований к своим морякам он предъявляет немало. Чтобы заработать высокий средний балл, который и позволил прийти на первую плавпрактику на танкер «NS Clipper», учиться Олегу пришлось по полной. Практика стала первым фильтром, поделившим курсантов на моряков и всех остальных.

– Многие вернулись после практики с твердым решением: «Не-е-т, рейсы – это не моё. Диплом получу, но от морей – увольте», – вспоминает моряк. – Я же сразу почувствовал себя в своей тарелке: экипаж отличный, молодёжи много. Прокладка курса, работа с документами, вахты – всё по мне, хотелось поскорей вернуться на мостик.

Время пролетело быстро, – и вот уже Олег Таранец прибыл на свою преддипломную практику на другое новошиповское судно – «Казань». Кадетов здесь ждал радушный приём. Боцман Эдуард Челокьян опекал  молодёжь, помогал решать бытовые проблемы. Олег вернулся из рейса с уже готовым отчётом о практике на 300 листов и даже написанным дипломом.

– Я успел поработать с обоими капитанами «Казани»: Станиславом Петровым и Андреем Дроботенко. Они не только дали мне возможность заняться дипломом, но и своими опытом и знаниями обеспечили его содержательность. За главы по маневрированию я благодарен Станиславу Владимировичу, а Андрей Иванович был моим консультантом в вопросах  управления судном в штормовую погоду, – рассказывает Олег.

Небо и земля

Надо ли говорить, что столь основательный подход к делу позволил закончить университет с красным дипломом и вернуться в пароходство на работу. На той же «Казани», но уже четвёртым помощником капитана Олег Таранец и отправился в свой первый взрослый рейс.

С первых же дней в должности Олег лично убедился в справедливости утверждения, что торговый флот – самая динамично меняющаяся сфера деятельности в современном мире.

– На «Казани» есть хорошая традиция: там ведут подробнейший handover для всех штурманов, – рассказывает моряк. –  Это такая постоянно обновляемая должностная инструкция. Так вот моя сослужила хорошую службу: оказалось, что за то недолгое время, что меня не было на «Казани», в заведовании четвёртого очень много всего поменялось, просто небо и земля. Пришлось штудировать документ заново. Естественно, мне, как новичку, руку помощи протянул экипаж. Третий помощник капитана Азат Меликсетян помогал на первых порах обрабатывать  документы на приход-отход судна, а второй помощник Тимур Малько в течение всего рейса давал просто неоценимые советы.

Вверх по Миссисипи

Контракт был очень насыщенным. За весь рейс «бумажный помощник» на берег вышел лишь раз, в небольшом американском городе где-то под Хьюстоном. А вот трудностей  и приключений встретилось хоть отбавляй. Одни только переходы по Миссисипи и другим американским рекам чего стоили! Ещё со времен Марка Твена плавание вверх по Миссисипи для штурмана считалось не только настоящим испытанием, но и хорошей школой навигатора.

– В течение всей вахты надо вести исполнительную прокладку, – рассказывает Олег. – Путь судна отмечается точками обсервации. Все четыре часа корпишь над картой: каждые три-четыре минуты бежишь сначала на крыло мостика к пеленгатору, потом к радару и другим навигационным приборам, а потом опять отмечаться на картах и ECDIS. А надо и за навигационной обстановкой следить! За 12 с лишним часов пути вверх по Миссисипи вахту успевают отстоять все. Так что это испытание для всего штурманского состава. Работа в таком режиме порядком изматывает, зато базовые для навигатора навыки определения местоположения судна закрепляются навсегда.

Остроты впечатлениям молодого офицера добавили инспекция флага в Кастильоне (Испания),  веттинг Shell в Делавэре и внутренний аудит в Новом Орлеане. Кто-то скажет, что все эти проверки вкупе с бумажной работой убивают всю романтику. Зато как держат в тонусе!

– Однажды, уже во второй половине контракта, на Багамах, сервисный инженер проводил у нас замер толщины балластных танков, и вдруг выяснилось, что одновременно он является ещё и представителем DNV, – рассказывает Олег. – Поэтому сразу после сервисных работ он приступил к инспекции. Я как раз нёс вахту, и для меня такое внезапное превращение инженера в инспектора  было неожиданным поворотом, но по реакции старших товарищей я понял, что такие сюрпризы – обычное дело.

К концу рейса Олег на своей шкуре прочувствовал, насколько тяжела работа в море. А сюрпризы, иногда приятные, а иногда не очень, которые она таит, не  совсем те приключения, о которых он думал когда-то в школе. Но всё-таки это оказалась та самая настоящая мужская работа, которую он искал. 

– Я убедился в одном: моряки у нас – одни из немногих представителей среднего класса, которые по жизни могут быть уверены в своем будущем, – делится Олег. – Их труд востребован год от года всё больше, и он достойно оплачивается. В общем, те, кто выбрал море, на правильном пути. И всем на этом пути удачи!

Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх