26.05.2017

Безопасность моряков должна быть на первом месте для судовладельцев

Африканский континент остаётся самым пиратоопасным местом на планете. Мало того, что чаще всего моряков похищают в Гвинейском заливе, теперь, похоже, активировались и сомалийские пираты. За первые три месяца 2017 года злоумышленники похитили два судна у берега Африканского рога, где последние пять лет ничего подобного не происходило. Также были предприняты четыре безрезультатные попытки захвата судна.

Согласно данным Центра информации по пиратству Международного морского бюро (IMB PRC), на другом конце Африки по-прежнему свирепствуют нигерийские пираты: они ответственны за 17 из 27 случаев похищений, зарегистрированных за I квартал 2017 года по всему миру. IMB отмечает всплеск атак у штата Байельса. На прошлой неделе шесть моряков были похищены в этом районе, в 20 морских милях от берега.

Нигерийские пираты стали прибегать к более изощрённым методам: они используют рыбацкие шхуны, чтобы отследить коммерческие суда, проходящие через зоны повышенной опасности. Однако и методы борьбы с пиратами не стоят на месте.

– Владельцы судов должны получать полную информацию о возможных рисках, – говорит Стивен Акинс, партнёр юридической фирмы Tatham Macinnes, имеющей большой опыт работы в морском праве. – И они, и капитаны уже привыкли к поступающей онлайн информации о нападениях и потенциальных угрозах в Индийском океане от MSCHOA (Центра морской безопасности Африканского рога). Эти ценные сведения могут помочь переложить маршрут и избежать угрозы.

MSCHOA с 2008 года проводит постоянный мониторинг судов, следующих через Аденский залив. К сожалению, эта услуга пока недоступна для Западной Африки, где она могла бы очень пригодиться. Центр обмена информацией в Гвинейском заливе (MTISC-GOG) прекратил свою работу в июне прошлого года, вместо него заработал Центр предупреждения об опасностях в Гвинейском заливе (MDAT-GOG). Экипажам рекомендуется передавать всю значимую информацию туда.

Если маршрут лежит через пиратоопасные регионы, на судно может быть нанята частная охрана. Обычно она помогает сдерживать пиратов у Африканского рога. Однако в водах Нигерии её услуги по сопровождению запрещены. Вместо этого можно обратиться напрямую к военно-морским силам страны.

Однако нельзя постоянно полагаться на вооружённую охрану, это не панацея. Нужно искоренить саму причину появления пиратов, а для этого необходимо действовать не только в море, но и на суше при обязательном участии правительств стран. В Сомали, например, угроза голода толкает многих людей на преступный путь. Лидеры мировых держав на Лондонской конференции по Сомали, прошедшей в этом месяце, договорились о совместном реформировании сектора безопасности, увеличении объёма гуманитарной помощи в связи с продолжающейся засухой, что должно улучшить ситуацию в Сомали к 2020 году. Помимо этого, антипиратская операция EU NAVFOR Atlanta, проводимая военно-морскими силами Евросоюза у берегов Африканского рога и на западе Индийского океана, продлена до 31 декабря 2018 года.

От пиратства с недавних пор страдает и азиатский регион, а точнее, Южно-Китайское море, где действует группировка Абу Сайяф. Она признана террористической организацией, поэтому методы борьбы с ней разнятся с теми, что применяются по отношению к африканским пиратам. Последние похищают людей ради собственной выгоды и имеют исключительно денежный интерес.

– Правовая база, связанная с выплатой выкупа террористической организации, очень сильно отличается от обычного, – объясняет Ричард Нейлон, сотрудник юридической фирмы Holman Fenwick Willan. – Террористическим организациям запрещено перечислять пожертвования, давать ссуды или платить выкуп. В связи с этим дела, связанные с похищениями террористами, куда более сложные.

По данным на март, Абу Сайяф удерживают в плену примерно 33 человека. Один из похищенный в феврале вьетнамских моряков спустя месяц был казнён террористами.

Все судовладельцы должны чётко расставить для себя приоритеты: моряки на первом месте, прибыль – на втором, считают в Российском профсоюзе моряков. Компании должны принимать все необходимые меры, чтобы маршруты судов были максимально безопасными, следовать рекомендациям руководств Международной морской организации (IMO) и «Лучших практик по противодействию пиратам» (BMP). Однако локальные меры не избавят индустрию от проблемы. Крайне важно, чтобы международное сообщество по-прежнему проявляло бдительность и заинтересованность в искоренении пиратства. 

↑ 

Наверх