25.05.2017

Что будущее готовит морякам?

Норвежская компания Kongsberg объявила о планах построить автономное морское грузовое судно для перевозки удобрений. Как сообщает СNN, oно будет спущено на воду к концу 2018 года и полностью автономным станет к 2020 году, плавание будет контролироваться оператором с берега. Грозит ли судоходной отрасли полная автоматизация в будущем?

Как заявляют сторонники идеи автоматизации, при отсутствии экипажа судну не понадобятся каюты, система канализации и камбуз, а значит, затраты на его эксплуатацию существенно сократятся. Как рассказал управляющий проектами в Kongsberg Петер Дуэ, автоматизация сделает суда будущего меньше и легче, а также решит проблему безопасности экипажа, ведь в кабине управления на берегу трудно получить травмы, а пиратам некого станет брать в заложники. Кроме того, водный транспорт станет более экологичным, так как отсутствие экипажа сократит расход топлива.

Однако, по его мнению, полной автоматизации подвергнется не весь морской транспорт. Чем судно больше, тем меньшую долю от стоимости рейса составляют расходы на экипаж, поэтому автоматизировать большой контейнеровоз менее выгодно. Иначе обстоят дела с буксирными катерами: как подсчитал вице-президент по морской инновации в Rolls-Royce Оскар Левандер, затраты на персонал составляют 50-70% их операционных издержек. Сейчас компания тоже задумалась над созданием судов с дистанционным управлением.

По словам гендиректора американской компании Sea Machines Майкла Джонсона, большинство аварий с участием портовых буксиров происходят из-за человеческой ошибки. Это действительно так – причиной большинства аварий в море выступает человеческий фактор. Но разве исчезнет эта проблема, если пересадить человека с борта судна в береговой центр? Как отмечает американский юрист Билл Брайант, до сих пор невозможны беспилотные космические путешествия, хотя на их разработку уходя астрономические суммы. Специалисты постоянно сталкиваются с техническими авариями, неполадками, отказами, сбоями в работе механизмов. Что уж говорить об успехе беспилотного судоходства.

В Российском профсоюзе моряков также уверены, что на практике реализация такого сложного проекта будет сопряжена с рядом серьёзных трудностей и навряд ли представители отрасли откажутся от экипажей на борту своих судов. В первую очередь из-за безопасности судоходства. Только персонал, находящийся на борту судна, способен верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. Угрозу представляют и внештатные ситуации, связанные со сбоем электронных элементов управления. В таком случае только реальный экипаж сможет вывести судно из аварийного состояния. Не меньше вопросов вызывает и юридический аспект: сегодня любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет. Так что морякам пока переживать не о чем.

↑ 

Наверх