РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Профессия моряка считается одной из самых непростых: длительные рейсы, проведённые вдали от дома и в замкнутом пространстве, неизбежно приводят к стрессу. В таких условиях бывает непросто сохранить человеческие отношения, и порой моряки становятся жертвами агрессии, притеснения и даже насилия со стороны своих же коллег. О любых случаях насилия молчать не следует, лучше обратиться за помощью в профсоюз или к инспектору ITF, если судно покрыто коллективным договором.
В 2016 году на 105-ой сессии Международной конференции труда была одобрена поправка к Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006), направленная на искоренение домогательств и издевательств на борту судов. Изменения в Положение 4.3 («Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев») Конвенции направлены на устранение случаев преследования и издевательств на борту судна. Проблема назрела давно: некоторые случаи изощрённой травли приводили иногда к очень тяжёлым последствиям, вплоть до самоубийства пострадавших.
– Специфика работы в море такова, что так называемый «bullying» имеет место быть, – говорит инспектор ITF в Санкт-Петербурге Кирилл Павлов. – Могу привести в пример случай, который произошёл года два назад. На судне под российским флагом капитан и старпом не смогли найти общий язык, а из-за длительной совместной работы отношения стали очень натянутыми. Во время захода в Петербург капитан пришёл на судно в состоянии алкогольного опьянения и поругался со старпомом, стоявшим на вахте. Пользуясь служебным положением, он списал своего помощника за то, что якобы тот был нетрезв во время дежурства. Однако мне удалось найти вотчмена (watchman англ. – сторож, охранник), который наблюдал за этим судном. Он написал объяснительную о том, что на самом деле старпом был трезв, а пьян был капитан. Это объяснение было направлено в компанию, благодаря чему списали капитана, а старпома оставили на борту.
Но бывают и случаи, когда в конфликт вступают моряки, имеющие одинаковый ранг.
– Года четыре назад на борту теплохода, курсирующего между Петербургом и Москвой, два филиппинца одного ранга оказались в похожей ситуации – не сошлись характерами. Постоянное нахождение в рейсе усугубило положение. В итоге это привело к тому, что после игры в карты, чей результат, видимо, не устроил одного из них, моряк «пырнул» коллегу ножом и оказался в российской тюрьме. Это ещё один пример бытовых отношений, которые перешли в острую фазу, – говорит Кирилл Павлов. – Когда моряки, работающие на небольшие компании, находятся по нескольку месяцев на борту в условиях стрессовой тяжёлой работы, сохранять нормальные отношения в коллективе достаточно сложно. Поэтому ITF выступает за уменьшение сроков контрактов: это позволит избежать как усталости, так и подобных случаев агрессии.
Международное признание проблемы
Агрессивное поведение на борту судов подтолкнуло отрасль к созданию «Руководства по устранению притеснений и травли на судах». Оно было выпущено совместными усилиями Международной палаты судоходства, Международной федерации транспортных работников (ITF) и Международной организацией труда (ILO).
Руководство содержит примеры притеснений и прессинга, объясняет, как выявить агрессивное поведение и куда обратиться за помощью, а также приводит методы по искоренению указанных случаев. С полным руководством можно ознакомиться по ссылке http://www.ics-shipping.org/docs/harassmentandbullying.
– Домогательства и издевательства на борту судов могут иметь серьёзные последствия для физического и эмоционального здоровья моряков. Они приводят к снижению работоспособности и появлению заболеваний, а также нарушают слаженную и эффективную работу в команде, – заявил Генеральный секретарь ILO Гай Райдер.
Он также подчеркнул, что притеснения и издевательства могут иметь негативные последствия для компаний, поскольку в таких ситуациях следуют организационные, экономические и правовые последствия для работодателя. Кроме того, если моряк находится в состоянии стресса и страха, он начинает совершать ошибки. А именно человеческий фактор является главной причиной аварий в море.
Для судоходных компаний Руководство может служить основой в разработке нормативных документов и политики по искоренению притеснений и издевательств на борту судов. Документ также стимулирует вовлечение моряков и профсоюзных организаций в этот процесс.
Существует также раздел Руководства по организационно-правовым вопросам и вопросам юридической ответственности.
Советы для борьбы с прессингом
Так что же делать моряку, попавшему в непростую ситуацию?
– Если судно покрыто коллективным договором, моряки могут обращаться к инспекторам ITF или в профсоюз, чтобы разобраться в ситуации, – говорит Кирилл Павлов.
Наверх