10.05.2017

Самые сильные испытания выпали на долю моряков

Вчера по всей России отгремели залпы салюта в честь Великой победы, еще раз напомнив, какую жестокую цену пришлось заплатить нашим дедам и прадедам ради свободы и счастья будущих поколений. Бои велись везде: в воздухе, на суше и, конечно же, в море. Помимо красноармейцев родные земли отстаивали и моряки торгового флота СССР, вклад которых в победу над фашизмом нельзя переоценить. Члены экипажей отважно сражались за свободу родины бок о бок с военными моряками. Самые сильные испытания выпали на долю моряков Северного, Балтийского и Черноморского флота: они первыми приняли на себя удар врага.

Начиная с конца июля 1941 года суда балтийского флота выполняли важнейшие задачи по эвакуации мирных жителей, техники и других грузов из Прибалтики. Немцы стремились любой ценой остановить моряков-балтийцев, бросив воздушные силы и ВМФ на уничтожение советского флота. Но балтийцы смогли, несмотря ни на что, выполнить свой долг. 

Уже спустя три дня после начала войны Лиепая (Латвия) была окружена фашистами, и Латвийское пароходство было вынуждено незамедлительно эвакуировать грузы, флот и технику. В порт Вентспилс сквозь блокаду смогли прорваться только четыре судна из 14. Два из них морякам удалось подорвать, остальные попали к фашистам. Спустя пять дней после того, как Лиепая была оставлена, восемь судов пароходства из Вентспилса взяли курс на Эзель. На этом тяжелейшем переходе два парохода ушли ко дну под ударами авиации. 22 июня началась эвакуация Рижского порта. Пять дней спустя поступил приказ о выводе флота из Риги. 27 июня 1941 года 15 судов и несколько портовых буксиров в сопровождении кораблей ВМФ покинули порт. Между тем фашисты смогли заблокировать Ирбенский пролив уже на второй день после начала войны, и единственным выходом к Балтийскому морю стал мелководный пролив Моонзунд. В ночь на 30 июня морякам ледокола «Лачплесис» удалось провести через Моонзунд крейсер «Киров», который садился на мель шесть раз. Не без усилий через этот пролив смогли пройти крупнотоннажные торговые суда. Спустя две недели после выхода из Риги двадцать судов Латвийского пароходства пришли в Ленинград. 

В течение всего июля и начала августа моряки Эстонского и Балтийского пароходств выполняли ответственные поручения Государственного Комитета Обороны по обеспечению Ленинграда продовольствием, доставляя армии боеприпасы и оружие, эвакуируя раненых красноармейцев и мирное население. Часть судов погибла от торпед, мин и бомб противника. 

22 июля 1941 года фашисты напали на пассажирский пароход «Гайсма», шедший в Германию из Латвии с грузом леса. У берегов Гогланда в Финском заливе судно было атаковано четырьмя катерами и было торпедировано. Семь моряков погибли. В это же время недалеко от острова Котлин немецкий самолет атаковал пароход «Луга».

Вторая половина августа ознаменовалась тем, что враг плотно окружил Таллин. Началась масштабная эвакуация армии и военной техники. При этом транспортные суда не прекращали вывозить из окруженного фашистами Таллина мирное население, раненых, имущество и ценное оборудование. 21 августа враг начал штурмовать город. Фашисты бросили всю военную мощь на уничтожение советского флота, участвовавшего в обороне Таллина. Девять судов, вышедших из города 25 августа, подверглись непрерывным атакам вражеской авиации и катеров. На пути в Ленинград утонуло четыре судна.

Трагическая судьба ожидала 29 транспортных судов, ушедших из Таллина 28 августа 1941 года: суда шли под непрерывным артиллерийским огнем, а в воде их поджидали мины. Караван, несмотря на поддержку военных моряков, быстро таял. Часть судов погибла в ночь на 28 августа и 29 августа. К вечеру 29 августа караван достиг берегов Гогланда, где три судна, получившие серьезнейшие повреждения, выбросились на отмель.

Самым последним Таллин покинул пароход «Казахстан». Немецкие бомбардировщики непрерывно атаковали судно. В результате бомбы попали в котельный отсек и начался пожар. Долгие девять часов красноармейцы, находящиеся на судне, и экипаж боролись с огнем. К моменту, когда морякам удалось сбить пламя, на «Казахстан» вновь обрушилась вражеская авиация. Из экипажа выжило лишь семь человек. На борту парохода был имитирован пожар, и враги, уверившись в гибели судна, отступили. Второму помощнику капитана Загорулько и старшему механику Фурса удалось исправить повреждения и развести пары, «Казахстан» смог продолжить свой путь до Ленинграда. Спустя четыре дня после выхода из Таллина судно пришло в Кронштадт. 

Ликвидация пожара на судне  «Казахстан»

Среди трех судов, которые были повреждены вражеской авиацией у Готланда, был пароход «Сауле» под командованием капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой. Экипажу судна удалось исправить повреждения, невзирая на атаку с воздуха. Судно было снято с мели и благополучно дошло до Ленинграда.

Из 29 судов, следовавших караваном в Ленинград, дошло только два. Два судна остались у Гогланда, и еще 25 погибли в море. Таллинский переход 1941 года стал одной из самых тяжелейших операций за всю Великую Отечественную войну.

После того, как Таллин был оставлен, транспортные перевозки по Балтийскому морю существенно сократились. Регулярно суда ходили только к Ханко, куда доставляли боеприпасы и военную технику. В декабре 1941 года судам Балтийского пароходства удалось эвакуировать с Ханко его последних защитников, и с этого момента все транспортные перевозки ограничились рейсами между Ленинградом, Ораниенбаумом и Кронштадтом. Зимой проводкой судов в этом районе занимался ледокол «Ермак», которым командовал капитан Сорокин.

Наступила блокада Ленинграда. Большая группа моряков была откомандирована в северные пароходства, к Каспийскому морю и на Дальний Восток. Рабочие Канонерского завода начали выпуск боеприпасов. Кроме того, здесь продолжался ремонт транспортных судов и военных кораблей. Голодные рабочие, техники и инженеры перевыполняли планы, находясь под обстрелом фашисткой артиллерии. В 1942-1943 годах суда Балтийского пароходства осуществляли перевозку военных грузов в Ораниенбаум и Крондштат. Вместе с военными моряками на Ладоге работали моряки торгового флота, они доставляли в Ленинград продовольствие, воинские грузы, материалы и эвакуировали население и технику с промышленных предприятий.

Крым и Севастополь

С самого начала масштабного наступления немецких войск на юге СССР торговый флот Азово-Черноморского бассейна встал на военную вахту, осуществляя транспортные перевозки. Эти суда ходили в Севастополь, Одессу, Феодосию и ряд других портов; доставляли военные грузы и войска, эвакуировали оборудование, раненых и мирное население, вывезенное из оккупации. В начале войны очень напряженной была работа Одесского морского торгового порта, куда для дальнейшего вывоза на восток СССР поступало огромное количество грузов с юга Украины. За июль и август 1941 года на транспортных судах из Одессы было отправлено свыше 125 тысяч тонн различных грузов. 

В августе 1941 года началась оборона Одессы, которая продлилась 69 дней. Транспортный флот оказывал большую помощь советским войскам вплоть до 16 октября 1941 года: морем были вывезены 350 тысяч раненых и порядка 100 тысяч тонн грузов. Черноморским морякам чаще всего удавалось выходить победителями из неравных битв с авиацией фашистов.

Недалеко от Одессы Советской армии удалось потопить три судна захватчиков и железобетонный док. В ноябре 1941 года фашисты начали наступать на Севастополь. Связь с окруженной главной базой Черноморского флота осуществлялась только по морю. В сопротивляющийся врагу Севастополь постоянно приходили транспортные суда.

В конце декабря 1941 года армия Закавказского фронта начала проведение крупнейшей операции в Крыму. Помимо кораблей Черноморского флота в высадке десанта в Феодосию участвовало еще 20 транспортных судов. Одним из самых первых в Феодосийский порт вошел пароход «Фабрициус», которым командовал капитан Григор. Пароход высадил десант Красной Армии. Экипаж теплохода «Кубань» четыре раза приходил в Феодосию из Новороссийска с десантными войсками на борту. Во время первого рейса погиб на боевом посту капитан Вислобоков, посмертно награжденный орденом Ленина. Высокие награды получили все члены экипажа «Кубани». 

Зимой-весной 1942 года морякам торгового флота удалось, несмотря на блокаду, доставлять боеприпасы в Севастополь. Рейсы транспортных судов прекратились в июне 1942 года, когда прорваться в Севастополь было уже невозможно даже для военных кораблей. Также суда осуществляли постоянные рейсы в Камыш-Бурун. В каждом рейсе экипажи транспортных судов отражали постоянные атаки немецкой авиации.

Весной 1942 года пароход «Фабрициус» был атакован тремя немецкими торпедоносцами между Новороссийском и Анапой. Одна торпеда попала в судно. Экипаж «Фабрициуса» до последнего боролся за пароход, но разрушения от взрыва торпеды оказались слишком серьезными. Морякам удалось привести судно к берегу. Артиллерия, находящегося на отмели военного корабля, продолжала бой с торпедоносцами противника.

Ярчайшая страница в героической летописи войны с фашистами на Черном море вписана моряками Азовья. Так, теплоход «Анатолий Серов» с апреля по июнь 1942 года четыре раза смог побывать в осажденном Севастополе. Во время этих рейсов экипажу часто приходилось вступать в бой с десятками фашистских бомбардировщиков. Много раз бомбы падали на судно. Во время последнего рейса в Севастополь теплоход получил серьезные повреждения. Команда была вынуждена дифферентовать судно, чтобы как-то заделать пробоины. Заделав пробоины, моряки смогли поправить судовые машины и привести «Серов» в Новороссийск.  20 августа «Анатолий Серов» направился в Поти.

За полтора года непрерывных боев экипажем «Анатолия Серова» около 100 раз отражались атаки немецкой авиации, которая сбросила на судно более 600 бомб и несколько торпед. После ремонта в Поти теплоход смог продолжить свою работу на Черном море. 44 моряка с этого судна получили правительственные награды.

По материалам: crew-man.com

↑ 

Наверх