27.04.2017

В Госдуме обсудили морскую медицину

17 апреля в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства в области организации оказания медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры». В мероприятии, собравшем более 230 человек, приняли участие руководители Минтранса и МЧС, представители транспортных компаний и крупных перевозчиков, образовательных и научных организаций, а также транспортных профсоюзов. От РПСМ в работе участвовал его председатель Юрий Сухоруков.

В ходе слушаний обсудили наиболее актуальные проблемы медицинского обеспечения на  объектах транспортной инфраструктуры. Проблемы есть во всех областях, включая морской транспорт: вопросу медико-санитарного обслуживания моряков уделяется недостаточное внимание.

В советское время для медобслуживания моряков и речников были созданы специальные лечебные учреждения по бассейновому принципу, которые так и назывались – «бассейновые больницы». В настоящее время они реорганизованы. Лишь часть из них, осуществляющих медико-санитарное обеспечение плавсостава, была закреплена за окружными медицинскими центрами Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) для обслуживания морских специалистов. Остальные были переданы территориальным медицинским учреждениям. Однако нормативных правовых актов о наделении окружных медицинских центров полномочиями по медицинскому обеспечению плавсостава не принято.

Ещё одна проблема – отсутствие в системах Минздрава и Роспотребнадзора структур, отвечающих за медобслуживание плавсостава и его санитарно-эпидемиологическое состояние. Но самое главное: из-за отсутствия нормативно-правовой базы, соответствующей международным требованиям и конвенциям, медосвидетельствование моряков осуществляется вне правового поля. Правовой вакуум возник после признания Минздравом России недействующим приказа Минздрава СССР от 6 сентября 1989 года № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения морского, речного флота и рыбного хозяйства», которым были определены медучреждения, уполномоченные оказывать медпомощь морякам и проводить их освидетельствование, а также порядок проведения такого освидетельствования.

Между тем, жизненно важно привести основные положения национальной системы медико-санитарного обеспечения моряков в соответствие с международными требованиями, в частности, с Конвенцией о труде в морском судоходстве (КТМС), вступившей в силу в России в августе 2013 года. В противном случае отечественную судоходную отрасль могут ждать серьёзные проблемы. Если не будет сформирован реестр медицинских организаций или врачей, имеющих право проводить медосвидетельствование моряков, это может привести к тому, что с 1 июля документы, выдаваемые морякам в России, не будут признаваться легитимными другими государствами из-за их несоответствия Манильским поправкам к Конвенции ПДНВ.

Это ограничит возможности российских моряков к трудоустройству на международном рынке труда, а российские судоходные компании в условиях дефицита квалифицированных кадров будут поставлены в неравные с иностранными конкурентами условия из-за задержаний российских судов органами портового контроля других государств по причине невыполнения международных требований.

В числе других хорошо известных в отрасли проблем: отсутствие судовых врачей, кроме как на круизных лайнерах  и атомных ледоколах, а также невозможность использовать некоторые наркотические и психотропные лекарства, разрешённые международными нормативными документами.

По итогам заседания были предложены к обсуждению Рекомендации органам государственной и исполнительной властей по разработке и принятию нормативно-правовых актов. Среди них – проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры».  Минздраву совместно с Минтрансом и МВД рекомендовано подготовить и внести в правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части совершенствования оборота лекарств на судах.

РПСМ, в свою очередь, направил предложения в рабочую группу, созданную при Комитете по охране здоровья Госдумы, которая и займётся анализом всех поступивших предложений и подготовит окончательную редакцию Рекомендаций.

В первую очередь, профсоюз просит правительство как можно скорее разработать и утвердить нормативно-правовые акты о пресловутом реестре медучреждений, удовлетворяющие манильским поправкам к Конвенции ПДНВ.

Остальные предложения распределены между профильными министерствами, больше всего «досталось» Министерству здравоохранения. Ведомству предложено разработать порядок проведения медосмотра моряков, который должен определять множество пунктов – от периодичности осмотра до процедур расследования жалоб от судовладельцев и моряков на медосмотр.

Именно Минздрав должен утвердить требования к комплектации судовой аптечки, инструкций по применению лекарств, наличию судового врача с учётом таких характеристик, как тип судна, продолжительность рейса, численность плавсостава. Также требуется утвердить требования к подготовке моряков по оказанию первой помощи на судах, где не предусмотрено наличие врача. Совместно с Минтрансом Минздраву предложено утвердить требования к судовым лазаретам и медпунктам: их оснащению и комплектации медоборудованием. А совместно с Минобрнауки тот же Минздрав должен, по предложению РПСМ, разработать государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Судовой врач». В дополнение к этому необходимо создать реестр образовательных учреждений, которые смогут готовить моряков к оказанию первой помощи и уходу за больными и пострадавшими.

Представленные выше предложения – далеко не все инициативы РПСМ; полный список занимает четыре страницы.

– Как только выйдут окончательные рекомендации, мы узнаем, что учли из наших предложений, – говорит первый заместитель председателя профсоюза Игорь Ковальчук, которого РПСМ предложил включить в состав рабочей экспертной группы при Комитете по охране здоровья. 

↑ 

Наверх