25.04.2017

Безопасность в Гвинейском заливе в 2016 году (продолжение)

Пиратская угроза в Гвинейском заливе ставит вопрос о роли частной охраны в регионе. Разные страны решают его по-разному. В целом, правительства прибрежных государств до сих пор косо смотрят в сторону частных морских агентств безопасности, что, тем не менее, не помешало развитию государственно-частного партнёрства. В Бенине и Того как военно-морской флот, так и частные предприятия предоставляют услуги охраны судов, а вот в Гане и Камеруне получить защиту можно, только напрямую обратившись к вооружённым силам этих стран.

Отдельно следует упомянуть Нигерию – главный источник пиратства на Западном побережье Африки. Здесь частные агентства предлагают судоходным компаниям различные модели сотрудничества (не всегда одобренные правительством), но основным решением по обеспечению безопасности остаётся использование сторожевого судна или патрульного катера. Их применение началось в начале нулевых, когда вооружённые беспорядки вышли за пределы дельты Нигера. Как правило, сторожевые корабли того времени представляли собой обычные суда снабжения с примерно пятью солдатами ВМС на борту. Они были (и остаются) неэффективными против двух-трёх быстроходных катеров с пулемётами на борту. Тем не менее, эти суда широко использовались в военных действиях, а когда экипажи не были задействованы в борьбе против повстанцев, то предлагали свои услуги коммерческим судам. В 2016 году 16 нигерийских компаний подписали соглашение с ВМФ страны на право охранять нефтяные месторождения и сопровождать суда при заходе и выходе из местных портов. Сегодня в водах Нигерии задействовано свыше 100 сторожевых кораблей, нанятых по частным контрактам. Их качество варьируется от специально построенных для этой цели катеров до наспех переоборудованных судов снабжения. С одной стороны, это облегчает работу ВМС Нигерии, которая располагает всего несколькими кораблями для патрулирования особой экономической зоны. С другой стороны, сложно контролировать действия частных патрульных катеров и обеспечивать их людьми, оружием и боеприпасами, как предусматривает соглашение.

В заключение можно сказать, что несмотря на краткий всплеск пиратских нападений в 2016 году, причин для серьёзных беспокойств относительно Гвинейского залива нет. Львиная доля происшествий по-прежнему приходится на воды Нигерии, что обусловлено военным конфликтом в дельте Нигера, начавшимся в 90-х и продолжающимся до сих пор. Предпосылок к стабилизации ситуации нет, поэтому для обеспечения защиты своих судов копании продолжат прибегать к помощи частных охранных агентств.

Автор – Дирк Стеффен, командующий Резерва ВМС Германии, занимающий  пост директора морской безопасности в «Risk Intelligence». С 2004 года выступает консультантом и аналитиком по Гвинейскому заливу.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх