24.04.2017

В профсоюз – решить проблемы и… поиграть в волейбол?

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) – самый молодой член профсоюзной семьи. Она вошла в РПСМ в 2004 году, хотя морской профсоюз существовал в Новороссийске и до этого. Впрочем, молодой возраст никак не сказывается на принципах работы: на первом месте здесь моряк, его чаяния и проблемы.

С ХОРОШИМИ НОВОСТЯМИ – В ПРОФСОЮЗ!

В прошлом году новороссийские моряки, входящие в Первичную профсоюзную организацию (ППО)  компании «Новошип ЮК» и ППО ОАО «Новошип» РПСМ, установили своеобразный рекорд: за материальной помощью по случаю рождения ребёнка обратилось около 80 молодых отцов – это процентов на 20% больше, чем в другие годы. 

Радостный моряк, заходящий в офис ППО, редкость. Как правило, с хорошими вестями в профсоюз не ходят. А тут такой «бэби-бум» и счастливые лица моряков – их всегда приятно видеть.

? В основном, к нам приходят, когда что-то случится: начиная от самого трагичного – смерти близких, и заканчивая проблемами с устройством на работу. Бывало даже, что у моряка буквально не было денег пройти профотбор стоимостью пять с половиной тысяч рублей, которые возвращаются ему при найме, ? рассказывает старший инспектор ППО Анатолий Должиков. ? У некоторых, казалось бы, смешные проблемы: не могут сработаться с командиром. Мы такое особенно часто слышим от рядовых. Приходит, например, моторист и рассказывает: «Вот, стармех ничего не понимает, я один всё делаю…» Но это же не значит, что на самом деле всё так. Конечно, иногда и «командиры» бывают несправедливы по отношению к подчинённым.

? Бывает, что причина просто-напросто в том, что человек хочет попасть в конкретный экипаж, ? добавляет инспектор Сергей Толкачёв. ? Встречаются и те, кому обязательно надо поскандалить. Таким вообще тяжело ужиться в экипаже. Но если человек вменяемый, а задержка в несколько месяцев между рейсами возникла по не зависящим от него обстоятельствам, мы стараемся помочь.

Когда моряк, который не может устроиться на работу, обращается к инспекторам за советом, они предоставляют ему список надёжных круинговых компаний, куда он может обратиться за помощью в найме. Устроиться получается не у всех.

? Может прийти человек, который до этого плавал рыбаком, а теперь хочет на танкер. Если у него ещё и возраст близится к 50 годам, то устроиться ему будет практически нереально, ? делится Анатолий Должиков. ? В таких случаях мы общаемся с человеком, даём советы, куда ему лучше обратиться.

В офис «первички» с различными жалобами заходят не только местные, но и иногородние моряки. Приезжали и с Дальнего Востока, чтобы устроиться работать в Новороссийске, но столкнулись с трудностями. Однако в целом счастливых и благоустроенных моряков в профсоюзе гораздо больше, чем недовольных.

НОВОРОССИЙСК ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

С жалобами на задержавшего зарплату работодателя новороссийские моряки обращаются всё реже. Как говорит технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка, сегодня многие моряки сталкиваются с другой проблемой – после окончания рейса им не предлагают новый контракт.

? Часто моряки приходят к нам и задают вопрос: почему меня не зовут в следующий рейс? Приходится объяснять, что найм одномоментный. То есть ты подписываешь контракт, например, на четыре месяца, и в нём нигде не говорится, что тебя обязаны нанять на следующий рейс. Это касается всех – и капитанов, и матросов. С чем это связано, нужно разбираться в каждом конкретном случае. Иногда компания может купить пароход только для того, чтобы совершить один-два рейса. Дело может быть и в самом работнике, но у нас в Новороссийске очень цивилизованные моряки. Так сложилось, что в большинстве своём у нас работают «танкеристы», а они сами по себе дисциплинированные, работают профессионально и осознают ответственность. Все эти качества воспитываются ещё в кадетах.

С одномоментным наймом сталкиваются только те моряки, которые устраиваются к небольшим судовладельцам. По-другому дела обстоят в социально-ответственных компаниях. Яркий пример ? Новошип, где действует перманентный найм, поэтому тревог относительно следующего рейса у моряков не возникает.

Что касается больной для Чёрного моря темы – задержки зарплаты, то эта проблема отошла на второй план.

КТМС УПРОЩАЕТ ЖИЗНЬ

? Последний раз проблема с невыплатой зарплаты на судне под российским флагом возникала где-то год назад, ? рассказывает председатель ЮТО РПСМ Николай Попов. ? Говорить о том, что мы полностью искоренили проблему, рано, но в её решении нам очень помогла КТМС (Конвенция о труде в морском судоходстве – прим. редакции). С её принятием жизнь работников морского торгового флота значительно упростилась. Моряки сейчас стали более продвинутыми: они ищут информацию в интернете, следят за новостями, самообразовываются в плане защиты своих прав. Моряк прочитал о КТМС и уже знает, к кому обращаться за помощью. Он может подать жалобу портовым властям и в профсоюз.

Однако не всегда экипаж готов «дожать» судовладельца, нарушающего права работников. К примеру, если судовладелец задержал зарплату, моряки пишут жалобы в администрацию порта и в профсоюз. После этого судовладелец выплачивает половину долга и обещает выплатить остаток в ближайшее время, для этого нужно только отозвать жалобы. И вот из двенадцати вчерашних претензий сегодня остаются только две, остальные ? забирают, полагаясь на честность работодателя.

? Мы устали повторять, что такие нерешительные моряки никогда не увидят вторую часть зарплаты. Если уж решил действовать по закону, то не сходи на полпути, дойди до конца, пока не получишь все деньги, ? призывает Николай Попов.

Жалобы поступают исключительно от моряков, работающих на судовладельцев, с которыми у профсоюза не подписан коллективный договор. На судах, где действует колдоговор, таких проблем не возникает. И КТМС, и подписание колдоговоров ? важный шаг в работе профсоюза по уменьшению случаев нарушений трудовых прав моряков.

СПОРТ РАССЛАБЛЯЕТ

Ещё одно немаловажное достижение профсоюза, которое, на первый взгляд, не кажется таким уж значительным, ? приучение моряков и их семей к здоровому образу жизни.

Спортивно-оздоровительным мероприятиям ЮТО уделяет большое внимание. Морякам выдают абонементы в фитнес-клубы, которые пользуются огромной популярностью. Даже на первом этаже в офисе профсоюзной организации есть спортзал с силовыми и кардио-тренажёрами и столом для пинг-понга. Сюда могут приходить моряки по своим членским карточкам, по ним же тренироваться в зал ходят жёны и дети моряков. Раз в месяц проходит выдача абонементов в бассейн.

Существуют команды по мини-футболу, волейболу и баскетболу. Для этих целей арендуются спортзалы, а летом – стадион. Занятия проходят пару раз в неделю. Игорь Холявка не только главный технический инспектор в ЮТО, но и главный волейболист. Он возглавляет волейбольную секцию.

? Два раза в неделю мы собираемся в спортзале, чтобы поиграть и выплеснуть накопившуюся энергию. Это очень полезно любому человеку, но особенно морякам. В рейсе приходится всё держать в себе, даже когда хочется сорваться на других. Покричишь на кого-нибудь, а боцман заметит и напишет, что ты неуживчив и для работы в команде не годишься. Так что хочешь – не хочешь, а после рейса нужна разрядка. И занятия спортом подходят как нельзя лучше, ? рассказывает Игорь Холявка. ? Забавно наблюдать, как все кричат друг на друга в азарте, невзирая на ранг на флоте: «Эй, да куда ты подаёшь, растудыть твою?..» Зато после матча все ходят расслабленные и уже не помнят игровых конфликтов.

Приверженность спорту настолько сильна, что профсоюзные команды по баскетболу и волейболу даже побеждают на городских спортивных соревнованиях.

В целом, можно с уверенностью сказать, что новороссийским морякам повезло. Их малая родина давно готовит морские кадры для страны, «морские династии» среди семей здесь не редкость. Профильные учебные заведения выпускают моряков профессиональных, ответственных и готовых к любым трудностям. А справиться с ними всегда поможет профсоюз.  

Справка: На учёте в Южной территориальной организации РПСМ состоят 12078 человек. В ЮТО РПСМ входят следующие первичные профсоюзные организации (ППО): ППО «Новошип ЮК», ППО ОАО «Новошип», ППО Новороссийской инспекции – филиала Российского морского регистра судоходства, ППО «Транспетро», Ейская городская территориальная организация ЮТО РПСМ, ППО ООО «Аншип», Таманская первичная профсоюзная организация ЮТО РПСМ. 

↑ 

Наверх