24.04.2017

Учёные реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику

Учёные Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) планируют к 2027 году реконструировать шхуну «Утренняя звезда», совершившую в 1877 году первый в истории торговый рейс из Енисейска на Балтику. Снаряжённая на средства купца Михаила Сидорова, шхуна с экипажем из пяти человек за сто дней доставила в Санкт-Петербург различные товары из Сибири.

О планах реконструировать для исторических экспериментов первое русское судно – шхуну «Утренняя заря» рассказал ТАСС доцент СибГАУ Александр Гончаров. Он отметил, что сейчас идут архивные исследования: учёные ищут планы судна, технические характеристики, конструктивные особенности. Создать точную копию судна и повторить в порядке исторического эксперимента его маршрут на Балтику учёные рассчитывают к 2027 году – 150-летнему юбилею первого плавания шхуны.

Александр Гончаров отметил, что это часть многолетних исследований. Так, в 2015-2016 годах ученые обнаружили остатки английских судов «Феникс» и «Темза». Осенью из Красноярска стартует экспедиция по поиску судов, потерпевших крушение на Енисее, в частности, российской шхуны «Северное сияние» и британского парохода «Роддам». Последний участвовал в крупнейшей экспедиции того времени: шла русско-японская война, Сибирская железная дорога была перегружена. Для доставки грузов по Северному морскому пути была направлена экспедиция из 23 пароходов, следовавшая из Европы в устье Енисея. На обратном пути «Роддам» наскочил на мель, команда оставила судно. Интересно, что в 1902 году, когда произошло извержение вулкана Мон-Пеле, оно был единственным судном, которое сумело спастись из порта Сен-Пьер на острове Мартиника. Тогда погибли почти 30 тыс. человек и 16 судов.

По словам учёного, исследование необходимо также для уточнения гидрографии нижнего Енисея.

В РПСМ отмечают, что подобные исследования важны, так как помогают не только лучше представить картину прошлого, но и получить значимые для современного дня результаты. Так, проведение исследований, связанных с историей судоходства, навигации и картографии, позволит открыть новые маршруты на севере Красноярского края. А если учёным удастся найти место зимовки экипажа «Северного сияния», это поможет восполнить пробелы в истории судостроения на Енисее и дать более полное представление об особенностях технических характеристик судов того времени.

↑ 

Наверх