24.04.2017

Безопасность в Гвинейском заливе в 2016 году

Ряд независимых источников, исследующих безопасность на море, сходятся во мнении, что число атак за прошедший год выросло по сравнению с показателями 2015 года. Так, согласно анализу датской компании Risk Intelligence, в 2016 году в водах Западной Африки зарегистрировано 119 нападений на все типы судов, тогда как в 2015 году их было 82. Подавляющее большинство атак совершено нигерийцами.

Приведённые цифры могут показаться тревожными, но если брать долгосрочный анализ, окажется, что картина не столь мрачная. За последние девять лет среднее количество инцидентов с нарушением морской безопасности составляло для Западной Африки 122 случая в год (как правило, это число варьируется от 80 до 140). В одних только водах Нигерии в год регистрируют в среднем 87 нападений.

Что действительно выросло, так это число случаев похищения людей. В большинстве своём они совершались в нигерийских водах. За последние три года целью атак судов, совершённых близ Нигерии, в 30% случаев стал именно захват в плен людей. В прошлом году пик захвата заложников пришёлся на январь и середину мая – почти зеркальное отражение 2013 года, затем активность наблюдалась в последние два месяца 2016 года.

Похищение людей – характерная черта повстанческого «Движения за освобождение дельты Нигера» с 2006 по 2009 гг., а также с конца 2010 до 2013 гг., когда излюбленным объектом нападения для пиратов были танкеры. В 2016 году настоящей проблемой для нигерийского правительства стало очередное восстание в дельте Нигера, которое возглавила группа под названием «Мстители дельты Нигера». Результатом стало разрушение нефтегазовой инфраструктуры, из-за чего объём добычи нефти в стране упал до исторического максимума: 1,1 млн баррелей в сутки. Это сбило график погрузки сырой нефти, а также увеличило спрос на нефтепродукты из-за сокращения поставок сырой нефти Нигерией. Всё это увеличило, по крайней мере в теории, риск нападений на суда.

Ослабление борьбы вооружённых группировок на суше, как ни странно, ситуацию не улучшает: если преступники не занимаются кражей нефти или боевыми действиями, то они начинают «подрабатывать» пиратами на полставки, чтобы за счёт заложников, захваченных судов или груза получить деньги. Но не только пиратством занимаются члены банд. Незаконное и нерегулируемое рыболовство, контрабанда нефти, наркотиков, сельскохозяйственной продукции и других товаров становятся всё более актуальными проблемами для прибрежных государств Западной Африки.

Региональное сотрудничество

Сложившаяся ситуация вынуждает правительства стран Западной Африки взять под государственный контроль обеспечение безопасности на море. Так, ВМФ Нигерии в течение лета проводил операцию «Tsare Teku», которая была направлена против пиратов и повстанцев. И хоть успехи операции были оценены как «умеренные», её главным достижением стало признание властями проблемы морского пиратства, источником которой является нестабильность внутри страны.

Эффективность действий ВМФ в борьбе с морской преступностью обесценивается отсутствием судебного преследования пиратов, что не предусмотрено даже Кодексом поведения в отношении незаконной морской деятельности, пиратства и вооружённого разбоя против судов в Западной и Центральной Африке (так называемым Яундеским кодексом). Несмотря на умеренный прогресс в деле противостояния пиратам, сотрудничество африканских стран всё ещё сложно назвать удовлетворительным из-за разности правоприменительной практики. Нигерия, как главный источник морских преступников на западном побережье Африки, пока только готовится принять закон, дающий право преследовать пиратов, которые до сих пор остаются безнаказанными или которым предъявлены обвинения за менее опасные преступления.

Продолжение следует

Автор – Дирк Стеффен, командующий Резерва ВМС Германии, занимающий  пост директора морской безопасности в «Risk Intelligence». С 2004 года выступает консультантом и аналитиком по Гвинейскому заливу. 

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх