21.04.2017

Женщинам не обойтись без поддержки в борьбе с гендерным неравенством

Последние исследования показали, что гендерное разнообразие может привести к быстрому развитию и увеличению прибыли судоходных компаний. Привлечение женщин в профессию помогло бы решить и проблему дефицита офицерских кадров, которая с каждым годом становится все более явной. Однако несмотря на это, на сегодняшний день на борту судов работает неоправданно маленькое число женщин.

Транспортный сектор является одним из самых изолированных от участия в нем женщин. Их роль, как правило, более заметна на административных должностях, в то время как мужчин в отрасли можно смело назвать мобильными работниками.

В первую очередь это обусловлено тем, что хоть многие страны и озаботились борьбой с гендерным неравенством, непосредственную работу на судах это мало затронуло. Например, в Норвегии приняли закон, согласно которому в составе директоров компании женщины должны представлять не менее 40%. В Великобритании же правительство поддержало рекомендации, по которым крупнейшим публичным компаниям страны следует отчитываться о том, сколько женщин занимает в них высшие руководящие должности. Благодаря этим инициативам среди сегодняшнего поколения лидеров судоходной отрасли есть женщины, которые заслуженно заняли высокие посты в крупных компаниях и влиятельных морских организациях. Только вот положение на судах от этого в лучшую сторону не меняется: из 1,25 миллионов работающих во всем мире моряков женщины составляют всего 2%, причём многие из них заняты в круизном секторе.

– В России идею гендерного равенства наконец стали поддерживать и отстаивать в сфере морского образования, однако судовладельцы пока не торопятся присоединяться к этой тенденции. Например, в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова каждый год принимают порядка 15 девушек, при этом в среднем из вуза выпускается не более четырех-пяти курсанток. И даже такому небольшому количеству специалисток найти работу, а порой и место для практики, не так-то просто, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – В остальном мире картина складывается неоднозначная: если в Европе к женщинам в составе экипажей относятся спокойно и на суда их принимают без лишних проблем, то, например, в Африке девушкам сталкиваются с сильнейшей дискриминацией.

В Европе отсутствуют актуальные данные по дискриминации в транспортной отрасли. Последнее исследование Международной организации труда (ILO) датировано 2003 годом. В нём говорится: «В Евросоюзе первое место по случаям дискриминации, включая физическое насилие и запугивание, занимают гостиничный, ресторанный бизнес и сфера развлечений. Затем следуют транспортная отрасль, госуслуги и другие сферы услуг». Можно только предполагать, изменилось ли что-то за 13 лет.

Без поддержки в борьбе за гендерное равенство женщинам не обойтись. В РПСМ уверены, что необходимо законодательное регулирование этого вопроса, как необходимы и совместные действия общественности и профсоюзов, направленные на изменение поведения и отношения к существующей проблеме.


↑ 

Наверх