21.04.2017

Принципиальные предложения РПСМ не были услышаны

16 апреля 2017 года вступили в силу приказы Минтранса России «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу» и «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна». Об этом сообщает пресс-служба Министерства транспорта РФ. Правовые акты призваны предоставить членам экипажей морских судов больше возможностей для защиты своих трудовых прав.

Напомним, что проекты приказов были предоставлены Минтрансом в августе прошлого года. Тогда в Российском профсоюзе моряков (РПСМ) отметили, что документы нуждаются в существенных доработках, и направили свои предложения по их изменению директору Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталию Клюеву.

Так, несмотря на то, что проекты приказов основывались на стандарте A5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» и стандарте А5.1.5 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на борту судна» Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), ряд изложенных в них положений не соответствовал ни КТМС, ни федеральным законам РФ. В первую очередь это касалось слишком долгого срока рассмотрения жалоб. Затруднения могли вызвать вопросы, связанные с представительством моряков: от членов экипажей требовалось удостоверить полномочия своего представителя в порядке, установленном законодательством РФ, что, как правило, предполагает их нотариальное удостоверение. Недостаточным был и список компетентных органов, куда моряки могли бы подать свои жалобы. А в проекте Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна вообще не предусматривалось право моряка разрешать жалобу в общеустановленном порядке, обратившись напрямую в любой из компетентных органов или в профсоюз, минуя установленные в нем процедуры. Цель конвенционного порядка направлена на скорейшее рассмотрение жалобы, но этот порядок вовсе не гарантирует ее разрешение по существу.

Кроме того, в текстах проектов не оговаривалась необходимость регистрации жалоб и решений по ним, не указывались основания для прекращения рассмотрения жалоб, что давало определенное поле для маневра при принятии отказных решений.

В своем обращении РПСМ просил Минтранс России обратить внимание на недочеты, выявленные в ходе детального изучения представленных проектов приказов. Мнение РПСМ было учтено: почти все положения, способные усложнить процедуру защиты трудовых прав моряков, были скорректированы.

– Тем не менее, отдельные, причем принципиальные предложения РПСМ не были услышаны разработчиками. К сожалению, в утвержденных документах осталась расплывчатая норма о необходимости удостоверения моряком полномочий своего представителя на подачу жалобы в установленном законодательством порядке. Это означает, что, скорее всего от моряков потребуется нотариальное удостоверение полномочий моряка на представительство его интересов. В таком случае Порядок рассмотрения жалобы на борту судна вообще не будет работать из-за отсутствия у моряков возможности обратиться к нотариусу. А что касается Порядка рассмотрения жалоб на берегу, то в этом случае процедура превратится в очередную проблему, связанную с беготней по нотариусам и оплатой их недешевых услуг в ущерб отдыху и материальному благосостоянию. В конечном итоге это может привести к дискредитации процедуры в глазах моряков. Очень жаль, что наше предложение – подтверждать эти полномочия простой письменной формой – не было принято, – отмечает главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов. – Не прошло и предложение РПСМ о том, чтобы функции представителя моряка мог осуществлять соответствующий профсоюзный представитель на судне, естественно при наличии такового, а не какое то мифическое лицо. Но думаю, со временем жизнь все расставит на свои места.

Приказ № 18 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу»

Приказ № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна»


↑ 

Наверх