17.04.2017

Своему флоту – только лучшие кадры

Ни для кого не секрет, что главный ресурс судоходной отрасли – это её кадры и в первую очередь, моряки высокой квалификации. От их профессионализма зависит многое. Поэтому некоторые судоходные компании начинают взращивать морских специалистов ещё на этапе обучения в вузе. По такому принципу работает «Совкомфлот». В 2016 году СКФ прошёл реструктуризацию и стал работать с единым кадровым пулом по унифицированным процедурам, а у моряков появилось больше возможностей для продвижения в должности.

Как говорит менеджер по круингу «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» Михаил Коноплев, «Наличие единого пула моряков особенно важно при подборе командного состава с опытом работы на определенных типах судов. Теперь ценные специалисты в случае продажи устаревшего тоннажа получат возможность работать в регионах, где эксплуатируются новые суда СКФ. Наша цель – растить своих специалистов, отдавая приоритет внутреннему найму».

Наставничество

Возрождение института наставничества – особо важная тема. Это не просто полезная практика, а необходимость. С апреля 2016 года все назначенные на должность капитаны, старпомы и старшие механики направляются в первый рейс под контролем капитана-наставника или HSSE-суперинтенданта. Соблюдение данного требования находится на особом контроле.

Сейчас утверждение в должности для старших офицеров СКФ проходит так: компетенцию претендента проверяют наставники – это «фильтр» первого уровня. Их мнение является решающим. Особое значение имеет оценка на тренажёре. После первичной проверки знаний кандидаты на должности капитана, старпома и стармеха должны пройти интервью в управляющей компании с суперинтендантами и управляющим флотом. К сожалению, иногда кандидаты, прошедшие первичный отбор в кадровых офисах, не способны во время интервью доказать свое соответствие требованиям для выдвижения на командные должности.

В прежней системе управления флотом наставники выполняли многие обязанности, возложенные сегодня на суперинтендантов отделов флота. При возрождении института наставничества в современных реалиях СКФ сохраняет всё лучшее, что было в старой системе: разумный компромисс между функциями независимой оценки компетенции моряков, повышение уровня их квалификации и ответственности наставника за ошибки своих воспитанников. Сейчас в кадровых офисах СКФ идет подбор штатных капитанов- и механиков-наставников с большим практическим опытом, которые будут совмещать работу в море и на берегу.

Продвижение и стаж

Минимальный стаж работы в предыдущей должности, необходимый для выдвижения на должность капитана или старшего механика – по-прежнему 24 месяца. В 2016 году на судах СКФ повышение получили 16 старпомов и 17 вторых механиков. Средний возраст моряков СКФ соответствует отраслевым показателям: для капитанов это 49 лет, для старших механиков – 51 год. Конечно, на флоте есть и те, кто по российскому законодательству уже перешагнул рубеж пенсионного возраста. Это не препятствие, если человеку позволяет здоровье, и он действительно ценный специалист. В то же время, качественный кадровый резерв обеспечивает смену поколений работников флота.

Повышение уровня компетенции рядового состава

Группу СКФ отличает от многих других крупных судоходных компаний то, что в её флоте на рядовых должностях работают граждане РФ. Экипаж общается на родном языке, что положительно сказывается на работе и состоянии судов. Однако проблемой стало снижение уровня компетенции рядового состава. Приходящие на смену опытным морякам молодые специалисты росли и учились в годы, когда по разным причинам исчезло большинство мореходных школ. Плавпрактика для них длилась шесть месяцев, а все обучение занимало более двух лет (сегодня это несколько месяцев теоретической подготовки и два месяца плавпрактики).

Проблема дефицита профессиональных токарей и сварщиков актуальна не только для морской отрасли и требует системного подхода.

– Нет особых проблем с квалификацией рядовых палубной команды, поваров и буфетчиков. Нас больше волнует уровень компетенций рядовых машинной команды в смежных профессиях – токарь и электрогазосварщик, – говорит начальник первого отдела плавсостава ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)» Леонид Боран-Кешишьян. – Ввиду ограничений по использованию судового оборудования в учебных целях и нехватки специалистов высокой квалификации, способных передать навыки начинающим, трудно организовать эффективное обучение на борту. Кроме того, токарные и сварочные работы на борту проводятся редко – отсутствует практика.

Для решения этой проблемы на начальном этапе рассматривается возможность выбора образовательных учреждений в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Владивостоке, где есть материально-техническая база для обучения электрогазосварщиков и токарей. Здесь мотористов, имеющих опыт работы на флоте, будут обучать для работы в должности токаря с навыками токарных и сварочных работ. Альтернативным решением может стать привлечение опытных береговых токарей и сварщиков с промышленных предприятий и судоремонтных заводов в центральных регионах страны.

Оплата труда

Сравнительный анализ зарплат моряков СКФ с зарплатами граждан РФ, работающих в других судоходных компаниях, подтвердил их соответствие рынку труда. О том же говорят и низкие показатели текучести: в 2016 году индекс стабильности кадров плавсостава СКФ составил 95% для командного состава и 93% для рядового. В качестве дополнительной меры стимулирования рядовых к повышению квалификации возможно изменение шкалы зарплаты при наличии документов об обучении и стаже работы в СКФ. Сегодня уровень зарплаты рядовых в СКФ находится на конкурентном уровне и позволяет не только удерживать действующих работников, но и привлекать кадры из других компаний.

Работа под флагом РФ

На конец января 2017 года в составе флота СКФ было 20 судов под российским флагом, в том числе три челночных арктических танкера для проекта «Новопортовское» и три судна-снабженца, ранее находившихся в управлении компании SWIRE. В начале марта флот компании под российским флагом пополнился ледокольным судном снабжения добывающих платформ «Геннадий Невельской».

За комплектацию экипажей для судов под флагом РФ отвечают кадровые офисы в Санкт-Петербурге и Владивостоке, а с октября 2016 года к ним присоединился и кадровый офис в Южно-Сахалинске, который набирает моряков на три снабженца, принятых у SWIRE. Численность моряков СКФ, работающих под флагом РФ, постоянно растет: в 2008 году она составляла около 150 человек, а сегодня превышает 1200. Очевидно, что члены экипажей судов под флагом РФ имеют такие преимущества, как социальный пакет, поэтому индекс стабильности плавсостава там на высоком уровне. Это благоприятно сказывается на техническом состоянии судов и результатах прохождения инспекций, однако иногда стабильность может служить препятствием для своевременного повышения в должности молодых специалистов.

Программа мотивации

Капитаны и стармехи судов СКФ участвуют в программе долгосрочной мотивации плавсостава. По результатам выполнения ключевых показателей эффективности они получают материальное вознаграждение. Для этого участник программы на вверенном ему судне должен обеспечить нулевой уровень травматизма, отсутствие аварийных случаев, а также случаев задержания портовыми властями или отказа от принятия судна в чартер. Одним из ключевых показателей являются и результаты прохождения инспекций. Разумеется, применяется дифференцированный подход: степень персональной ответственности участника программы оценивается в каждом конкретном случае. В среднем по флоту ключевые показатели эффективности по итогам 2016 года выполнены на 97%. Это высокий уровень и компания намерена продолжать финансирование программы.

По материалам ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх