11.04.2017

Начало нового рейса или возвращение на сушу – сильный стресс для моряков

Жизнь моряков делится на две составляющие: работа в море и время на берегу. Спокойно совмещать их и плавно переходить из одной среды в другую, сохраняя психологическую устойчивость, получается далеко не у всех. О том, как найти золотую середину, рассказывает психолог и гештальт-терапевт Юлия Егорова:

– Есть люди, для которых обе стороны жизни являются благополучными. Но в зависимости от свойств психики и индивидуальных характеристик человека, «переход» из одной среды в другую кем-то переносится нормально, а кем-то – тяжело. Причем, нельзя сказать, что для всех, например, в море находиться тяжелее, чем на суше.

– Может быть, если моряк предпочитает судно дому, то он попросту пытается уйти от проблем, которые ждут на берегу?

– Я бы не назвала это уходом от проблем. Это скорее образ жизни. Есть люди, которым комфортнее на суше, а море для них – лишь способ заработка, ремесло, работа, как хотите. А есть и те, для кого нахождение в море – это зона комфорта, а пребывание на суше – это «перевалочный пункт» до следующего рейса.

– Что такое «зона комфорта»?

– Зона комфорта – область жизненного пространства, дающая ощущение безопасности. Зоной комфорта запросто может оказаться каюта на судне. И даже если человек и на суше, и на море находится в «зоне комфорта», сам переход из одной жизни в другую является стрессом. Это адаптация. Даже моряки с многолетним опытом проходят её. Просто на каждого человека она влияет по-разному – кто-то может даже не понять, что с ним происходит нечто странное, а кто-то может долго переживать «акклиматизацию».

– Как же человеку выйти из этого состояния?

– У разных типов моряков адаптация проходит по-разному. Есть прирожденные моряки, часто это представители целых сложившихся морских династий. Они на примере своих родных учатся, подготавливаются и достаточно плавно адаптируются к профессии, зная, чего ожидать. Это первый тип.

Есть второй тип, попадающий в море случайно. Эти моряки менее подготовлены и им гораздо сложнее выходить из стресса. Как им это сделать? Главное – осознать, где вы находитесь здесь и сейчас. Понять, что это временно. Что это работа, и при том сложная. Важна легализация: где вы, что вы делаете и какова ваша мотивация (например, заработок). Можно проговорить: «судно – для работы!».

Далее необходимо понять, что именно вас раздражает, и по отношению к кому вы эти чувства испытываете. Возможно, неприятный человек напоминает кого-то из жизни? Возможно, это сильно «запавшая» фигура из детства? Определив источник негативных эмоций, стоит поговорить с «раздражающим» вас человеком. Ведь зачастую многое додумывается, и важно выяснить, что происходит на самом деле, а что – нет. Чаще всего, диалог разъясняет всё лучшим образом.

Но еще раз подчеркну: все индивидуально. Бывает так, что человек попросту боится моря, но не осознает этого, и свой страх проецирует на коллектив.

– Неужели, все, кому тяжело даются «переходы», попали в море случайно? Человек ведь может долго готовиться, но в силу психологических особенностей тяжело переносить такой режим.

 – Конечно. Но, как правило, люди, не приспособленные к морю, там не остаются. Например, в калининградском регионе очень много молодых людей, которые пробуют себя в этой профессии. Они получают образование, идут на судно, понимают, что это не их стезя и сами уходят. Человек, который ходит в море постоянно и долго, определенно сделал свой выбор осознанно.

– Как быть моряку, относящемуся ко второму типу, если у него случился стресс. Как не начать срываться?

– В моей практике был один моряк, которого постоянно снимали с рейсов. Несмотря на все положительные качества, ему было крайне некомфортно находиться на судне, что выливалось в нервозность и агрессию. Ему помогла индивидуальная терапия, в результате которой выяснилось, что по факту проблема связана с жизнью моряка вне судна, но именно в замкнутом пространстве у него понижалась стрессоустойчивость и наступал пик агрессии. Личная терапия выявила источник беспокойства. Теперь он ходит в рейсы и не срывается, так как понимает, что именно с ним происходит.

– Что делать моряку, если нервное напряжение достигло пика на судне, а сойти с рейса невозможно?

– Постараться проанализировать ситуацию и выяснить, к кому направлены ваши эмоции. Если объект агрессии найден, всегда можно обратиться к диалогу – это моментально снизит тревожный фон, идущий от «додумываний».

Если все вокруг плохие – значит, скорее всего, что-то не так именно с вами. Каждый человек в той или иной степени проецирует свой внутренний мир на окружающих, и зачастую то, что он видит в других людях, на самом деле относится к нему самому. Эти вопросы можно прояснить самостоятельно или с помощью специалиста. Главное помнить, если вы пребываете в агрессивном состоянии – это ваше состояние, а не людей вокруг. Первый шаг к решению проблемы – это признание ее наличия. Вторым шагом будет начать поиск того, что же низвергло вас в это плачевное состояние. Как только вы обнаружите корень проблемы, решить ее будет не так сложно.

– Существуют ли какие-то универсальные способы выхода из «адаптационного» стресса?

– Самое главное – формулировка проблемы и ее осознание. Дальше можно индивидуально прорабатывать план по выходу. Помощниками в этом станут так называемые «три социальные ноги»: семья, друзья и работа. Именно в них кроется залог психологической устойчивости. Каждому нужна безопасность, принятие и поддержка. Задайте себе вопрос, всё ли это вы чувствуете в настоящий момент? Если нет, то попробуйте найти их в общении с семьей, товарищами, коллегами. Конечно, и психологические тренинги могут оказаться полезными. Главное – не бояться признать наличие проблемы.

По материалам: crew-man.com

↑ 

Наверх