30.03.2017

Как не вляпаться в круинг

В настоящее время российская, как и мировая экономика переживает не лучшие времена, что больно бьёт по людям морской профессии, которые по разным причинам часто соглашаются на любые предложения: с маленькой зарплатой, без страховки и гарантий от судовладельца, ненадлежащими условиями труда, длинными контрактами и т. п.

Большинство агентств по подбору морских кадров заинтересованы лишь в опытных и высококвалифицированных работниках. Чтобы соответствовать таким требованиям, начинающему моряку (или рыбаку) нужно сначала получить опыт работы на судне, которую им никто не даёт из-за того, что того самого опыта у них нет. Получается замкнутый круг, поскольку нынешняя кадровая политика судовладельцев и круингов не позволяет перспективным молодым специалистам получить необходимый опыт. Предоставление практики молодым морякам, казалось бы, должно быть делом профильных учебных заведений, но на деле у них нет ни возможностей, ни средств, чтобы обеспечить выпускников первым местом работы. Сегодня аналитики посреднических предприятий, много лет легально работающих в этой системе, констатируют, что отправка рядовых за последние пять лет упала на 85%. В связи с этим получивший профессию моряк вынужден годами сидеть на берегу без надежды уйти в рейс.

Другой проблемой моряки считают возрастную дискриминацию. Отметим, что с ней сталкивается не только молодёжь, но и старшее поколение. В крупных судоходных компаниях шансы быть принятым на работу после 60 лет в 90% случаев сводятся к минимуму, каким бы грамотным специалистом моряк ни был. Исключение – небольшие предприятия с менее жёсткими требованиями. Но там, как правило, маленькие зарплаты, старый флот и неблагоприятные условия. Часто людей в солидном возрасте направляют либо на перегон судов, либо на период ремонта парохода перед продажей.

Вот тут-то на пути моряка и возникают фальшивые круинги:  мошенники, которые пытаются срубить деньги, не предоставляя работу. Поймать таких достаточно сложно. Они ловко прячут концы в воду, обзаводятся «крышей» и с наслаждением используют доверчивость сельских жителей, решивших вдруг стать моряками.

Вот несколько типичных схем мошенничества. Например, одна из фирм согласно вывеске над входом была «дочерним предприятием» известной компании, много лет успешно работающей на рынке круингов. К моменту разоблачения и успешного бегства с награбленным создатели лже-круинга хорошо нагрели руки на моряках, поработав под фальшивой вывеской.


Или другой вариант: некий человек где-нибудь на курсах повышения квалификации или в аналогичном месте рассказывает, что «может посодействовать». В случае согласия он едет с вами в круинг и предлагает подождать, пока он потолкует о вас с менеджером. О чём на самом деле он говорит в кабинете, неизвестно. Возможно, просто консультируется на постороннюю тему… Потом он сообщает, что обо всём договорился, так что «гони денежки за хлопоты». Сунув деньги в карман, человек исчезает. А вы, окрылённый надеждой, подходите к менеджеру. Тот, ничего не зная о сговоре, ставит вас на учёт в обычном порядке, попутно сообщая, что в настоящее время вакансий по вашей должности нет, надо подождать месяц-другой. Вы справедливо возмущаетесь, что, дескать, только что о вас «поговорили» и даже деньги взяли. Менеджер искренне удивляется: он-то вообще не в курсе. Тут вы осознаёте, что попались на удочку очередного мошенника, но поздно!

Или ещё бывает, что моряку в  дружеской компании рассказывают историю про какого-нибудь известного ему человека, который, к примеру, «сходил на краба» (или на другой контракт) и очень хорошо заработал, но за трудоустройство заплатил. Иногда необходимость оплаты объясняют тем, что вакансия срочная, желающих много и т. п. Под таким соусом с доверчивых калининградцев в течение двух лет собирали по 40 тыс. руб., при том что реальный заработок на краболове не превышал 20 тысяч, а продолжительность рейса составляла три месяца с задолженностью по зарплате.

Вариант этой же аферы: накануне в круинге «счастливчику» рассказывают, какое замечательное судно его ждёт, показывают видео, якобы сделанное на борту. Вдохновлённый моряк, не вдаваясь в детали, подписывает контракт на  английском языке (ни слова в нём не поняв!), не думая, платит $1000 и летит на судно, к примеру, в Турцию. Там всё оказывается далеко не так прекрасно: судно старое, оборудование ржавое, условия труда и проживания соответствующие... К тому же ещё и капитан – член КПСС… Через пару недель такой каторги моряка и вовсе списывают как профессионально непригодного. И мало того, что обратно бедолага добирается за свой счёт, так ещё и неизвестно, выплатят ли зарплату за отработанное время. Ведь в контракте, который моряк подписал, не читая, сказано, что первый месяц работы является «испытательным сроком» и по распоряжению компании – неоплачиваемым.

Продолжение следует...

Калининградская региональная организация РПСМ

↑ 

Наверх