24.03.2017

«Мы все для государства безработные» (продолжение)

Второй помощник капитана Павел Максименков рассказал о современных реалиях российского торгового флота и о том, с чем ему приходилось сталкиваться в работе ИА «Диалог».

«Самое сложное в море – психологически сходиться с людьми»

Стандартный контракт в наше время — это четыре через четыре месяца, хотя тут всё зависит от твоей жадности и от жизненных ситуаций. Мне повезло: предыдущие полтора года я работал на линии между Петербургом и Европой. Получалось так, что я бывал в Петербурге раз в неделю и успевал сделать бытовые дела, пересечься с людьми.

Что касается работы на судне, помощники стоят вахты четыре через восемь часов, это вполне адекватный график. Но эта бумажная работа… Настоящая боль для моряка. Мне кажется, это является одной из причин аварийности. Люди отвлекаются на вахте на бумаги вместо того, чтобы следить за судном. Некоторые спят, что уж греха таить. Бывает, капитан прессует так, что после вахты сразу не идёшь отдыхать. Накапливается усталость, некоторых начинает клонить в сон на вахте.

В порту уже другая ситуация: тут правила вахты зависит от порядков, установленных в компании. Где-то старпомы стоят грузовую вахту, поэтому помощники продолжают работать четыре через восемь. Где-то «дед» всегда на телефоне, поэтому скорее всего ты с другим помощником делишь вахту на двоих, и вы стоите уже шесть через шесть. Бывает тяжело, особенно, если дело происходит в России зимой. Если у тебя хорошие отношения с капитаном и командой, то тебя не будут заставлять проводить все шесть часов на палубе, всё равно есть, чем заняться в грузовом офисе. С нормальными моряками можно раз в час выйти проконтролировать погрузку. Но бывают не очень адекватные люди в начальстве, которые считают, что ты шесть лет учился впустую. Как будто ты такой псевдоофицер, поэтому должен всё равно работать на палубе. Я вот не придерживаюсь такого мнения.

Мне посчастливилось работать не только с соотечественниками. Для себя я отметил, что иностранцы не играют во флот. Наши капитаны до сих пор строят какой-то краснознамённый флот, а за границей – менеджеры, понимающие, что все мы приехали сюда зарабатывать деньги, что это работа. Там никто не будет тебе намекать, что надо ложиться костьми из-за парохода. У меня были европейские капитаны, которые спрашивали, почему после вахты я остаюсь в офисе: мол, мне это время уже не оплачивается. Так что разное бывает отношение у капитанов к подчинённым. Вообще самое тяжелое в море — это психологически сходиться с людьми. К сожалению, бывают очень проблемные люди. Я знаю истории, когда люди теряли психологическое здоровье, когда им попадались неадекватные капитаны, начинали «мочить» молодых ребят, нагружали работой, позволяли себе оскорбления и всё в таком духе. Сплочённость экипажа тоже может быть разной. Иногда не остаётся времени посидеть вместе: многие во время отдыха ходят в спортивный зал, почти на всех пароходах он есть. Если остаётся бумажная работа, можно потратить время на неё. Побыть в свободное время в одиночестве или в компании – зависит от моряка и от типа работы. У штурманов, например, с этим тяжело, мы собираемся только за приёмом пищи.

«Моряки на берегу – дворники с дипломами»  

Не знаю, в чём причина: в стране или профессии, но все попадавшиеся мне моряки действительно много пьют. Во всех компаниях это строжайше запрещено, но случаи бывают. Даже если ты попал в экипаж с нулевой толерантностью по отношению к алкоголю, на праздник можно поговорить с капитаном, и, как правило, он даёт добро. Я не слышал, чтобы в день рождения кому-то запретили бы выпить в рамках разумного. Но это на свой страх и риск, потому что регулярно приезжают проверки, мы дышим в трубочку, сдаём анализы. В некоторых компаниях даже берут волосы для теста ДНК на употребление наркотиков. С этим всё строго. В отпуске многие продолжают веселиться; они, наверное, все книжки перечитали и все сериалы пересмотрели.

Хоть моряки и шутят, что на берегу мы дворники с дипломами, по сути это так, тяжело куда-то приложить образование. Большое счастье, что в нашей стране почти никто не работает по диплому. Думаю, я бы смог устроиться на берегу. Может быть, не на те же деньги, но если жена скажет, что деньги не важны, значит, будем по-другому верстать семейный бюджет. Хотя мне тяжело представить себя в офисе. Я даже в студенческие годы работал на фрилансе. В 30 всё-таки уже тяжело перестроится, реально, но тяжело. В идеале хотелось бы годам к 35 завязать, потому что мы планируем детей. Большая половина моих однокашников – из морских династий. Ребятам очень не хватало отцов в детстве. Я бы хотел этого избежать для своих детей, но как сложится – не знаю. Может, что-то поменяется в отрасли и будет возможность адекватно работать по морской специальности, но на берегу: в той же лоцманской службе Петербурга или в Росморпорту.

Источник: ИА «Диалог»

↑ 

Наверх