16.03.2017

«Умное» освещение может улучшить самочувствие экипажа

Моряки, в силу особенностей работы на судне, регулярно подвергаются нарушениям режима сна, что негативно сказывается на их здоровье. Однако согласно докладу Ларса Маркстрома «Суда, моряки и освещение», эту проблему можно решить посредством достаточно простых мер, обеспечивающих на судне освещение «нужного качества и в нужное время».

Ключом к решению вопроса нормализации режима сна моряков стал механизм действия особого светового рецептора в человеческом глазу, реагирующего на голубой свет. Учеными было обнаружено, что именно голубой свет регулирует выработку гормона сна (мелатонина) и гормона (стресса) кортизола, которые влияют на способность концентрировать внимание.

В качестве примера Маркстром привел результаты совместного исследования Лундского университета и Городского университета Лондона. В ходе эксперимента в одной из лондонских школ было установлено, что простые изменения направления источников света оказывают очевидный эффект на успеваемость школьников и их гормональный баланс в более темные месяцы. Самый благоприятный эффект достигался, когда соотношение прямого света, падающего сверху вниз, и света, падающего от источника, размещенного на стене, колебалось в промежутке от 75%:25% до 55%:45%.

В отчёте об исследовании подробно описано, как правильный режим освещения влияет на состояние здоровья, в частности, обращается внимание на то, что перед сном следует избегать воздействия голубого света.

Практические методы регулирования освещения, которые можно применять на судах, включают оснащение кают и рекреационных зон искусственными источниками света (важно выбрать направление и мощность освещения). Маркстром подчеркивает, что это очень недорогой способ повышения качества жизни моряков, особенно в сравнении с общими эксплуатационными издержками судна.  Просто выйти на воздух и побыть какое-то время при дневном свете тоже может быть полезно, однако не все моряки могут это сделать, поэтому, например, в машинном отделении, а также во всех других помещениях, где экипаж проводит много времени, следует разместить лампы полного спектра.

В докладе отмечено, что работа ночью представляет собой дополнительную трудность для человека, но и её негативное влияние на организм тоже можно облегчить, применив грамотный режим освещения, который поможет организму адаптироваться. Однако установка полноспектральных ламп во всех палубных помещениях, например, ролкера, может оказаться достаточно затратным мероприятием. Маркстром считает, что в таком случае самый простой способ добиться быстрых положительных результатов – использовать блокирующие голубой свет защитные очки (особенно это полезно делать за несколько часов до сна).

Автор доклада признаётся, что удивлен тем, как мало уделяется вопросу освещения на судах. Так, например, в руководствах Береговой охраны США, касающихся выносливости экипажа, есть общие требования к освещению, однако никаких специальных мер, таких как очки, блокирующие голубой свет, не предусмотрено.

– Главное сейчас – сдвинуть дело с мёртвой точки. Мое исследование содержит базовые знания по теме, на которую доныне предпочитали не обращать внимания, – говорит Ларс Маркстром. – Испытаний в реальных условиях в рамках исследования не проводилось, тем не менее, мне бы хотелось, чтобы судовладельцы увидели конкурентное преимущество в организации грамотного освещения на борту, которое способствует более эффективной и безопасной работе их судов и улучшению самочувствия моряков.

По материалам: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх