14.03.2017

Будни инспектора ITF требуют жесткости

У Ольги Ананьиной, инспектора Международной федерации транспортников (ITF) в Новороссийске, профессия еще более редкая, чем у женщины-космонавта. Она защищает трудовые интересы моряков, работающих на судах удобного флага, вне зависимости от их национальности, порта приписки судна и прочих тонкостей международного морского права. И зачастую становится для них последней надеждой в мире, где босс пытается присвоить твою зарплату, капитан придумывает систему штрафов, а в судовой артелке хоть шаром покати. В России Ольга – единственная женщина в национальной инспекции ITF.

Ольгу в профсоюзной прессе иногда  называют «мадам на миллион». И не просто так. Каждый год она помогает обманутым морякам вернуть полтора, два, а то и больше миллионов долларов, незаконно присвоенных судовладельцем зарплат. Любо-дорого посмотреть, как в присутствии этой хрупкой женщины матерые капитаны, которые привыкли рявкать на своих подчиненных, притихают, съеживаются и послушно несут на проверку горы папок с судовой документацией. Репутация Ольги хорошо известна всем недобросовестным судовладельцам от Тузлы до Ростова-на-Дону, от Крыма до Абхазии, и, конечно же, в родном Новороссийске.  Как же она ее добилась?

До 2001 года Ольга Ананьина была счастливой домохозяйкой. Но как это часто бывает, жизненные обстоятельства заставили ее искать работу. Прекрасное знание английского и испанского языков позволили ей стать помощницей первого в России координатора ITF Александра Агеева. Именно он тогда создавал в нашей стране сам институт профсоюзных инспекций, защищающих не только трудовые права моряков, но и их право вернуться домой живыми, здоровыми и с заработанными деньгами. 

– Я видела, сколько сил Александр Евгеньевич  отдавал работе с моряками, –  рассказывает Ольга. – А ведь были еще тонкости международного морского права и азы хозяйственной деятельности судна, порой очень запутанные, в которых мне тоже надо было разобраться, чтобы моя работа была по-настоящему эффективной.

Несколько лет спустя в России был уже штат региональных инспекторов ITF. В 2008 попробовать себя в новом качестве предложили и Ольге. Так она стала представлять российскую инспекцию Международной федерации транспортников на юге страны.

– Сначала мне предстояло пройти трехнедельное обучение в Лондоне и стажировку во Франции, – вспоминает она. – И если с теорией у меня все было в порядке, спасибо годам работы с Агеевым в офисе ITF в Новороссийске, то практические занятия во французских портах были настоящей «школой молодого бойца». Я и ещё двое «необкатанных» инспекторов попали в опытные руки Паскаля Пуле – сейчас он координатор ITF во Франции. Мы проверяли по два-три судна в день в течение недели. Колесили из Дюнкерка в Кале, Руан и обратно. Опытный инспектор Паскаль учил нас  скрупулёзно проверять каждую фразу в контрактах о найме, зарплатные ведомости, учет часов работы и отдыха моряков, рассчитывать задолженность по заработной плате и даже проверять срок годности продуктов в артелке.  Все эти параметры инспекции дают достаточно полную картину жизни экипажа на конкретно взятом судне, и узнать о них можно только во время практической работы на борту.

Паскаль Пуле попытался подготовить новичков и к психологическому давлению, с которым сталкивается каждый инспектор. Но, только приступив к работе, Ольга поняла, какой груз она взвалила себе на плечи.

– Будни инспектора ITF требуют жесткости и принципиальности, которые порой приходится проявлять, – говорит она. – И ведь это только если говорить о самих переговорах в защиту моряков. А кроме того бывало всякое: пьяные капитаны, ржавые аварийные суда, голодные экипажи. Разбудить могут посреди ночи. Обычное дело – угрозы физической расправы от судовладельцев. 

Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в такой работе определенно есть. Ведь надо понимать, что моряки, работающие на конвенционном флоте, не будут искать защиты среди ночи. А флагманы индустрии никогда не опустятся до угроз, тем более, в адрес женщины.

С первых же дней Ольга столкнулась с компаниями «Навигатор» и Kent Shipping. Обе привыкли бесплатно кредитоваться у своих работников, формируя постоянную многомесячную задолженность по зарплате перед экипажами. В свое время они прочно обосновались на вершине «черного списка» судов в черноморском регионе, на которые не рекомендуется устраиваться на работу. Как же грязно они порой вели себя! Стоило моряку с их судна официально пожаловаться, что ему не платят, как менеджеры этих компаний  тут же задним числом  фабрикуют письменный выговор этому работнику. На тех старых корытах, которыми управляли «Навигатор» и Kent Shipping, всегда можно было найти, за что. Обе компании виртуозно владели различными методами ухода от ответственности по выплатам. При этом выяснилось, что за компаниями, у которых нет денег на зарплаты морякам, стоят миллионеры из списка Forbes. Так, согласно данным «safety4sea», за компанией Kent Shipping стоял Алексей Федорычев, бывший владелец футбольных клубов «Динамо» и «Ростов», и бессменный глава крупного трейдера на мировых рынках серы, зерна и минеральных удобрений – Fedcom.

– Казалось, конца и края не будет их беспределу, – говорит Ольга. – Но нет. Несколько лет назад в рамках проекта «Чёрное море позора» ITF организовала кампанию по мониторингу деятельности Kent Shipping. Ее суда проверялись инспекторами PSC в странах, ратифицировавших Конвенцию о труде в морском судоходстве (MLC), и задерживались при наличии замечаний, а некоторые из них по иску экипажей были вообще арестованы в Турции и Италии. В результате огромная компания обанкротилась, суда были распроданы за долги и перешли в собственность других судовладельцев. А моряки, прошедшие в период работы на такого рабовладельца суровую школу жизни, сейчас не боятся обращаться в профсоюз за защитой своих прав. И чётко знают, как работает Конвенция о труде в морском судоходстве.

Большинство нечистых на руку судовладельцев предпочитает во время переговоров с инспектором ITF пожаловаться на плохие кадры. Для такого «барина» у нее всегда готов простой ответ: не нравится, как работает моряк, — его можно списать, но только с полным расчётом, поскольку рабский труд давно запрещён во всём мире. Другие проштрафившиеся пробуют просто запутать Ольгу в лавине технических терминов. Но тут их ждет сюрприз.

– Мой отец, Федор Афанасьевич Васькевич, – рассказывает инспектор, – много лет проработал старшим механиком на флоте, а сейчас он доктор технических наук и преподаватель Морского университета. А муж Александр – капитан на судах Columbia Shipmanagement. Естественно, оба в любой момент готовы меня проконсультировать, так что с азами судовождения и работы судовых механизмов за годы работы я точно уже ознакомлена.

Ольга не понаслышке знает, что быть женой моряка – это тоже работа, причем не из легких. При этом о рисках в море она знает значительно больше, чем рядовая морячка:

– Труд моряков — это постоянный риск вне зависимости от района плавания, но когда судно заходит, например, в воды Нигерии, уровень риска возрастает в разы, а с ним и уровень стресса для родных и близких. Шторма в Северном море, проходы проливов, зон военных действий – всё это заставляет лишний раз волноваться и переживать. К счастью, мой  муж работает в очень хорошей компании. Но все равно у нас есть строгое правило. Когда он в рейсе, мы обязательно пишем друг другу каждый день. Что бы ни случилось – хоть пару строк. Тем, кто тесно связан с морем, без этого никак. Переживаний и стресса и без того хватает в нашей жизни, нужно беречь друг друга.

www.stosur.ru





↑ 

Наверх