13.03.2017

Изъяны законопроекта могут стать законными основаниями для злоупотреблений недобросовестными работодателями

2 марта в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) состоялось заседание рабочей группы Комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения с участием представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Одним из вопросов повестки был проект Федерального  закона «Об особенностях регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Этот вопрос по-разному был воспринят работодателями и профсоюзами: работодатели его поддержали, а профсоюзы нет. В частности, против выступили представители Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) и Российского профессионального союза моряков (РПСМ).

Разработчиком законопроекта выступил Департамент социального развития Минэкономразвития. Проект закона доработан с учетом замечаний Государственно-правового управления, Экспертного управления президента РФ, Верховного суда РФ и Федерации  независимых профсоюзов России. Рассмотрение его на РТК – заключительная  процедура в  согласовании законопроекта.

            – При рассмотрении проекта выявились существенные недостатки и недоработки, которые необходимо устранить, – говорит участник заседания рабочей группы РТК,  главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов.

Форма использования заемного труда работников между аффилированными юридическими лицами и акционерными обществами, когда работники направляются (направляющая сторона) к другому юридическому лицу (принимающая сторона) для выполнения ими трудовых функций в соответствии с заключенными ими трудовыми договорами (п. 1, ст. 2 законопроекта), конечно, отличается от деятельности частных агентств занятости, но по сути так же является формой заемного труда.  В силу этой причины она должна обеспечивать соблюдение основных, обязательных условий трудовых договоров работников (ст. 57 ТК РФ). В первую очередь речь идет об условиях и размерах оплаты труда, гарантиях и компенсациях, в том числе и так называемого корпоративного характера в виде дополнительного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других.

Предлагаемый на рассмотрение законопроект все это только декларирует в общих чертах в виде фразы, что трудовые отношения между работником и направляющей стороной не прекращаются (п. 1 ст.3).  Не более того. Поскольку заявленное никак не подтверждается нормами по сохранению соответствующих трудовых прав работника (ст. 4)  и корреспондируемыми с ними нормами в отношении обязанностей работодателя по соблюдению этих прав работника (ст. 5).  Кроме того, норма законопроекта о том, что условия оплаты труда по трудовому договору направленных работников должны быть не ниже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию ( п. 6 ст. 3), допускает возможность социального демпинга недобросовестными работодателями.

– Например, зарплата работника по основному месту работы (направляемого работника) может быть существенно выше, чем зарплата работников  принимающей стороны, – поясняет заместитель председателя РПСМ Игорь Павлов. –  Таким образом, у направляемого работника при направлении к принимающей стороне заработная плата и социальные гарантии могут уменьшиться до уровня работников принимающей стороны, что допускает предлагаемый законопроект.  

Может ли работник отказаться пойти «в заем»? Формально может, что декларируется в законопроекте, а в реальности,  вряд ли. Если работник не согласится, на работу в «аренде», то скорее всего будет уволен.  В этой части – в части нормы о том, что работник имеет право отказаться от направления его к принимающей стороне (п. 2 ст. 4) – законопроект страдает декларативностью, поскольку не подкреплен соответствующими гарантиями: например, о  неприменении к нему работодателем в случае его отказа  соответствующих мер понуждения и  воздействия (материального, дисциплинарного) по аналогии с нормой ст. 220 ТК РФ. Согласно  этой статьи  отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

–  Кроме того, направление работника для выполнения работы в интересах принимающей стороны может быть связано с переездом в другую местность,  но законопроект абсолютно умалчивает о необходимости возмещения ему транспортах расходов, предусмотренных ст. 169 ТК РФ, – говорит Валерий Нефедов.

            Таким образом, вышеприведенные изъяны законопроекта  при их практическом применении могут стать законными основаниями для злоупотреблений недобросовестными работодателями – сторонами договора о предоставлении труда работников (персонала).

Предусмотренная данным законопроектом форма использования заемного труда работников является разновидностью использования его частными агентствами занятости, поэтому представляется логичным и последовательным  распространить на нее  ограничения, приведенные в п. 13 ст. 18.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», включая недопустимость его применения в отношении членов экипажей российских морских судов, предлагают в РПСМ.

            По итогам заседания РТК       ФПРМТ внесет свои предложения и замечания по указанным недоработкам в секретариат РТК в самое ближайшее время.       


↑ 

Наверх