РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
2 марта в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) состоялось заседание рабочей группы Комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения с участием представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Одним из вопросов повестки был проект Федерального закона «Об особенностях регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Этот вопрос по-разному был воспринят работодателями и профсоюзами: работодатели его поддержали, а профсоюзы нет. В частности, против выступили представители Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) и Российского профессионального союза моряков (РПСМ).
Разработчиком законопроекта выступил Департамент социального развития Минэкономразвития. Проект закона доработан с учетом замечаний Государственно-правового управления, Экспертного управления президента РФ, Верховного суда РФ и Федерации независимых профсоюзов России. Рассмотрение его на РТК – заключительная процедура в согласовании законопроекта.
– При рассмотрении проекта выявились существенные недостатки и недоработки, которые необходимо устранить, – говорит участник заседания рабочей группы РТК, главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефедов.
Форма использования заемного труда работников между аффилированными юридическими лицами и акционерными обществами, когда работники направляются (направляющая сторона) к другому юридическому лицу (принимающая сторона) для выполнения ими трудовых функций в соответствии с заключенными ими трудовыми договорами (п. 1, ст. 2 законопроекта), конечно, отличается от деятельности частных агентств занятости, но по сути так же является формой заемного труда. В силу этой причины она должна обеспечивать соблюдение основных, обязательных условий трудовых договоров работников (ст. 57 ТК РФ). В первую очередь речь идет об условиях и размерах оплаты труда, гарантиях и компенсациях, в том числе и так называемого корпоративного характера в виде дополнительного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других.
Предлагаемый на рассмотрение законопроект все это только декларирует в общих чертах в виде фразы, что трудовые отношения между работником и направляющей стороной не прекращаются (п. 1 ст.3). Не более того. Поскольку заявленное никак не подтверждается нормами по сохранению соответствующих трудовых прав работника (ст. 4) и корреспондируемыми с ними нормами в отношении обязанностей работодателя по соблюдению этих прав работника (ст. 5). Кроме того, норма законопроекта о том, что условия оплаты труда по трудовому договору направленных работников должны быть не ниже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию ( п. 6 ст. 3), допускает возможность социального демпинга недобросовестными работодателями.
– Например, зарплата работника по основному месту работы (направляемого работника) может быть существенно выше, чем зарплата работников принимающей стороны, – поясняет заместитель председателя РПСМ Игорь Павлов. – Таким образом, у направляемого работника при направлении к принимающей стороне заработная плата и социальные гарантии могут уменьшиться до уровня работников принимающей стороны, что допускает предлагаемый законопроект.
Может ли работник отказаться пойти «в заем»? Формально может, что декларируется в законопроекте, а в реальности, вряд ли. Если работник не согласится, на работу в «аренде», то скорее всего будет уволен. В этой части – в части нормы о том, что работник имеет право отказаться от направления его к принимающей стороне (п. 2 ст. 4) – законопроект страдает декларативностью, поскольку не подкреплен соответствующими гарантиями: например, о неприменении к нему работодателем в случае его отказа соответствующих мер понуждения и воздействия (материального, дисциплинарного) по аналогии с нормой ст. 220 ТК РФ. Согласно этой статьи отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
– Кроме того, направление работника для выполнения работы в интересах принимающей стороны может быть связано с переездом в другую местность, но законопроект абсолютно умалчивает о необходимости возмещения ему транспортах расходов, предусмотренных ст. 169 ТК РФ, – говорит Валерий Нефедов.
Таким образом, вышеприведенные изъяны законопроекта при их практическом применении могут стать законными основаниями для злоупотреблений недобросовестными работодателями – сторонами договора о предоставлении труда работников (персонала).
Предусмотренная данным законопроектом форма использования заемного труда работников является разновидностью использования его частными агентствами занятости, поэтому представляется логичным и последовательным распространить на нее ограничения, приведенные в п. 13 ст. 18.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», включая недопустимость его применения в отношении членов экипажей российских морских судов, предлагают в РПСМ.
По итогам заседания РТК ФПРМТ внесет свои предложения и замечания по указанным недоработкам в секретариат РТК в самое ближайшее время.
Наверх