27.02.2017

Тысяча и одна ночь на танкерах под иракским флагом

Термин «круинг» прочно укрепился в морской среде, и молодым российским морякам может показаться удивительным, что когда-то ничего подобного не существовало. Для них, теперешних, вполне естественно работать, например, у норвежского судовладельца на судне под флагом, скажем, Кипра. Моряки постарше, наоборот, вспомнят, что три десятка лет назад работа «на иностранца» было попросту невозможна, и об этом никто даже и не помышлял. Однако бывали и редкие исключения, об одном из которых рассказал Николай Суханов, ныне председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков.

В апреле 1975 года Советский Союз заключил «Соглашение о морском торговом судоходстве между СССР и Иракской республикой». Один из пунктов этого соглашения гласил: «Советская сторона выразила готовность предоставлять Иракской стороне в пределах своих реальных возможностей персонал для работы в государственных судоходных предприятиях и на торговых судах Иракской Республики». Так появились первопроходцы из числа советского плавсостава в области международных трудовых отношений.

Самые достойные

В августе 1979 года Николай Суханов был откомандирован развивать иракское судоходство: работать в компании «Iraq Oil Tankers Company». Поскольку за работу на иракских судах моряки получали по советским меркам огромные деньги в виде американских долларов, то и подход к формированию и подготовке кадров был особенный.

В течение года отбирались самые достойные кандидатуры, в основном среди членов партии, которых затем пропускали через сито партийных органов разного калибра: от парткома пароходства до ЦК КПСС. Одобренные и утверждённые кандидаты улетали на работу за границу. Но иногда жизнь давала шанс и не партийным, но не менее достойным морякам.

Так уж случилось, что в составе подготовленного и заранее обкатанного на судах Приморского морского пароходства экипажа, уже готового вылететь в Ирак, внезапно заболел второй помощник. Срочно нужна была замена, а тут лето, август, жара – все приличные люди разбежались по отпускам. Скандал, да и только.

Николай Суханов был в то время исполняющим обязанности капитана на танкере «Капитан Изотов», который стоял на ремонте. Нужно ли говорить, что он очень удивился, когда его срочно вызвали в отдел кадров пароходства и предложили вылететь в Ирак вторым помощником. Кто бы на его месте отказался от такой возможности посмотреть мир?

Коммунистом не является

Тернистый путь под «флаг» начался в Москве. Экипаж явился на инструктаж в ЦК КПСС, и тут обнаружилось, что Николай Суханов не является коммунистом. Для выезжающих на работу за границу членство в КПСС подразумевалось само собой, и об этом в ЦК уже не спрашивали, но в заявке на пропуск в здание на Старой площади нужно было указать номер партийного билета, а он отсутствовал. Дабы не обострять ситуацию, решили просто указать набор цифр. Перепроверять никто не стал.

Собеседование с моряками проводил сам Секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих. Нынешнему поколению моряков эта фамилия ни о чем не говорит, но тогда… В каждом судовом красном уголке обязательно должен был быть стенд с портретами членов Политбюро, так что моряки знали товарища Владимира Ивановича Долгих, так сказать, в лицо.

Убедившись, что моряки осознают возложенную на них ответственность и полностью прониклись чувством долга перед Родиной, экипаж направили в главкадры Министерства морского флота. Там морякам популярно объяснили, что они будут работать по специальному контракту, где выплаты указаны в долларах. К примеру, старшему помощнику капитана по контракту приходилось $2500, то есть, практически, месячная зарплата всего экипажа судна под флагом СССР.  Выпавшего в осадок старпома сразу же успокоили – так как в СССР никто не имел права зарабатывать больше советского посла, то на руки старпом будет получать в три с половиной раза меньше. Но даже $700 тогда были просто заоблачными цифрами.

В Главкадрах морякам объявили, что теперь они не могут являться членами Профсоюза работников морского и речного флота, и должны встать на профучет в ЦК Профсоюза работников госучреждений и взносы платить уже в валюте.

«Покажешь таможне»

На этом превращения советских моряков в иракских не закончились. Второму помощнику Суханову было поручено получить во Внешторгбанке доллары на весь рейс, само собой, из расчета «откорректированного» штатного расписания, то есть на две трети меньше контрактной зарплаты. Получив $250 000, Николай Суханов сложил эту немыслимую для советского человека сумму в дипломат и попросил оправдательный документ, по которому эти деньги можно было вывезти из страны. На это сотрудник банка лишь усмехнулся, оторвал от газеты клочок бумаги и написал номер телефона: «Покажешь на таможне».

В аэропорту бдительный таможенник попросил Суханова открыть дипломат. Такого количества долларов рядовой советский служащий никогда не видел. Поначалу он потерял дар речи, а потом пролепетал: «Куда? Зачем? Почему?» Николаю Суханову ничего не оставалось, как вручить мытарю газетный обрывок с таинственным телефонным номером. Поняв, что дело тут не совсем таможенное, тот побежал докладывать начальству и через пять минут вернулся строевым шагом. На клочке бумаги был написан прямой телефон председателя КГБ.

Путешествие с чемоданчиком продолжалось: поначалу из Москвы до Афин, потом до Кувейта, а уже оттуда экипаж был доставлен в Багдад и далее на танкер под названием «Baba Gurgur». Советским морякам ставилась задача передать практический опыт работы на танкерах иракским коллегам.

Переработка – 24 часа

Поначалу советские моряки занимали в экипаже почти все должности, только матросы, мотористы и «обслуга» были иракцами. Советскую часть экипажа кормил повар из Находки, у иракских же моряков повар был свой. При выполнении последующих рейсов количество советских моряков уменьшалось, иракцы перенимали опыт и занимали штатные должности. Интересно при этом, что в лучших традициях советского торгового флота зарплаты «учителей» были намного меньше, чем у их подопечных.

Контакты между моряками двух стран наладились довольно быстро, рабочим языком был английский. Однако случалось и недопонимание. Напряжённые отношения сложились между старпомом и иракскими матросами. Последних возмущал тот факт, что советский чиф ставил им ежедневную переработку по три часа, а они просили все двадцать четыре. Довод они приводили вполне убедительный – мол, мы же круглосуточно на судне находимся. Когда старпом отказался выполнять их требования, делегация иракской части экипажа посетила капитана и потребовала сменить старпома добровольно. В противном случае они готовы принести мастеру отрезанную голову чифа, и замена все равно состоится.

Проинструктированный в ЦК КПСС капитан понял, что восток – дело тонкое. Так второй помощник Суханов стал старпомом. Он уладил конфликт просто – повесил на доске объявлений список иракских моряков и предложил им своей рукой отмечать, сколько они желают себе сверхурочных. Судовладельцу же посылались реальные часы.

Дела на фронте

Во всех каютах иракских моряков висели портреты Саддама Хусейна. В связи с тем, что война между Ираком и Ираном шла полным ходом, на судно часто приходили печальные сообщения о гибели родственников моряков. Зачастую на мостике собиралась почти вся иракская часть экипажа, горячо обсуждая дела на фронте. При этом иракские помощники и вахтенные матросы отвлекались от своих обязанностей, следить за обстановкой при движении судна приходилось нашим штурманам.

Ещё одной особенностью работы с арабами стало строгое соблюдение теми религиозных обрядов. При наступлении времени намаза иракцы просили своих советских коллег их подменить, чтобы они могли помолиться. И каждый раз просили указать направление на Мекку. Также экипажу приходилось праздновать все иракские государственные праздники, на что компания-судовладелец никогда не жалела денег.

В общем и целом для наших моряков работа была привычная. Суда у «Iraq Oil Tankers Company» были испанской постройки, довольно новые, однако навигационное оборудование не в пример слабее используемого в советском торговом флоте. Максимальная дальность локаторов составляла не более 15 миль, и штурмана зачастую определялись по звёздам и Солнцу.

Несмотря на трудности работы, религиозные и культурные различия, практически у всех моряков остались хорошие воспоминания об иракских коллегах. Что же касается Николая Суханова, то он до сих пор помнит некоторые арабские фразы и выражения, и при случае сможет поприветствовать любого иракского моряка, если тому придется обратиться за помощью в ДВРО РПСМ.

По материалам газеты «Морской профсоюзный телеграф»

↑ 

Наверх