08.02.2017

Коррупции не место на судне!

Появление на борту судна придирчивого инспектора службы государственного портконтроля (PSC) или сотрудника санитарного надзора – обычное явление для торгового мореплавания. Однако и капитан, и комсостав часто бывают не рады таким гостям. Моряки уверены – проверяющие обязательно что-нибудь найдут: просроченные продукты, неточность в документах, подозрительную вещь в каюте. Как результат – запугивание, вымогательство, подкуп. Проблеме посвящён январский выпуск IHS Safety at Sea, где опубликован анализ коррупции в среде государственного портконтроля.

На прошедшем в конце января форуме Maritime Risk Forum, где обсуждались морские риски, прозвучало мнение, что сегодня коррупция достигла уровня эпидемии. Выступая перед делегатами форума, капитан Николас Купер рассказал, как он научился бить противника его же оружием.

–  Когда инспектор портконтроля требует провести противопожарные учения, вы просто звоните вахтенному офицеру на палубу и отдаёте приказ прекратить все грузовые и бункеровочные операции. Далее требуете, чтобы все докеры, стивидоры, официальные лица и другие посетители немедленно покинули судно и поднимаете трап – в соответствии с предписанными Системой управления безопасностью аварийными противопожарными действиями в порту. Вы удивитесь тому, как быстро отменится приказ о проведении противопожарных учений после дюжины истеричных звонков менеджеров терминала инспектору портконтрля, когда они поймут, что учения займут часа два, как минимум, – делится капитан Купер.

Но это опыт моряка с 40-летним стажем, 25 из которых он прослужил капитаном, и чьи действия полностью поддерживает оперативная команда на берегу. Более молодые капитаны, особенно те, у которых нет поддержки со стороны компании, предоставлены сами себе. Они знают, что Закон о борьбе с коррупцией запрещает давать какие-либо вознаграждения за содействие, даже если это означает, что не вручив коробку виски или блок сигарет, они рискуют тем, что судно будет арестовано, занесено в чёрный список или несколько дней простоит на якорной стоянке.

Когда одна банда приближается к судну, забирается на борт, угрожает экипажу и крадёт всё, что плохо лежит, – это называется пиратством. Когда другая «банда» приближается к судну, заходит на него по трапу, запугивает экипаж и требует «дары» для себя – этому нет никакого названия. Существует бесчисленное количество примеров, когда капитанов всячески запугивали и угрожали им, вынуждая платить. Настало время «спустить» эту проблему с судна на берег, передать её от судоходных компаний в те организации, которые говорят от имени отрасли, от делегатов 172 стран – членов Международной морской организации (IMO). Здесь лежит решение проблемы коррупции, уверен капитан Купер, потому что «только когда среди высших государственных чиновников, включая главу государства, не будет ни одного коррупционера, порок искоренится и в среде нижестоящих структур власти, включая управление портов».

Не надо тешить себя иллюзиями о том, что для решения проблемы будет достаточно разработать и принять соответствующие законы. Капитаны во всём мире скажут, что слабое место судоходной отрасли – её глобальный характер. Порты ряда стран имеют дурную репутацию: там плохо обращаются с моряками, что в итоге приводит к нарастанию беспокойства и стресса, капитаны впустую тратят время, грубо нарушаются права человека. Сеть борьбы с коррупцией в морской отрасли – Maritime Anti-Corruption Network – определила четыре направления деятельности: коллективные действия, сообщения о случаях коррупции, обмен эффективными способами противодействия коррупции, привлечение внимания к проблеме. Работа по всем четырём направлениям позволит выявить, что же способствует взяточничеству. А пока руководители морской отрасли думают, как решить проблему, капитаны продолжают играть в «кошки-мышки» с недобросовестными инспекторами.

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх