07.02.2017

Отцы и дети Новороссийского морского пароходства

В каждой третьей семье Новороссийска есть моряки, и многие из них поколение за поколением выбирают местом своей работы Новороссийское морское пароходство. Компания может похвастаться целой плеядой настоящих морских династий, где мастерство и любовь к своему делу передаются от деда внукам: Федоровы, Агибаловы, Балакшевы, Головченко, Кузнецовы, Курта, Чустрак, Мельник и многие другие. Такая преемственность – особая гордость пароходства.

«Мы были очень дружные»

Отдельной строкой в этом ряду стоит команда «десантников», которые 50 лет назад согласились оставить благоустроенную Одессу и обосноваться в Новороссийске. Именно они приняли на себя все главные трудности и груз ответственности по созданию здесь флагманской судоходной компании страны.   

В числе этих первопроходцев оказался Виктор Степанович Курта. Он родился в 1937 году в городке Калиновка Винницкой области и о морях даже не помышлял. Помог случай: председатель сельсовета пообещал выдать паспорт тем, кто поступит учиться в Одесскую мореходную школу. Курта так и сделал, вернулся домой со справкой, получил документы и уехал учиться.

С этого момента началась история его верной дружбы с морем. Виктор Степанович окончил мореходку и получил работу в Черноморском морском пароходстве. Когда ему предложили переехать в Новороссийск, чтобы участвовать в создании там большого танкерного предприятия, моряк долго не раздумывал и ответил согласием.

Семью поселили в одном из домов пароходства на Анапском шоссе, там они с женой обустраивали быт, оттуда сын Виктора Степановича пошел в школу, а дочь – в детский сад «Ивушка», открытый для детей сотрудников пароходства. Курта оказался в составе экипажа одного  из самых больших танкеров того времени – «Мир» 60-х годов постройки, на нем он проработал 10 лет. Потом были другие суда, но свой первый новороссийский пароход Виктор Степанович до сих пор вспоминает с особой теплотой: «Я очень любил свою работу, сплоченность и добродушие нашего экипажа. Мы были очень дружные, настоящая команда. Сегодня на судах происходит всякое, а в наше время даже представить себе было невозможно, что моряки подставляют друг друга. Моряк – это был особый характер: мужской, честный, сильный».

За свою морскую жизнь Курта-старший побывал практически везде, кроме, разве что, Австралии и Новой Зеландии. Работа в больших экипажах – а в те времена в судовых ролях значилось по 50 фамилий! – имеет свои преимущества, например возможность во время стоянки в иностранном порту полюбоваться новыми местами и достопримечательностями. При этом контракты в то время длились около года, с перерывом в месяц-полтора. В таком режиме коллектив, по сути, был семьей, а работа – жизнью. И только длительная болезнь вынудила боцмана сойти на берег. «Я очень любил свои суда, любил людей, с которыми отработал столько лет, так жаль было расставаться! – вспоминает сегодня Виктор Степанович. – Но я и на берегу остался в пароходстве – многие годы работал на пароходской турбазе».

Первый офицер

Сын Виктора Степановича Анатолий, напротив, уже с детства знал, какую профессию выберет для себя в будущем: «Я рос в городе моряков, мой отец работал в пароходстве, мы жили в пароходском доме. Я знал: буду моряком! Никаких сомнений у меня и быть не могло».

В Новороссийском высшем инженерном морском училище Анатолий выбрал для себя специальность судового механика. Так в семье Курта появился первый офицер торгового флота. В 1984 году он получил рабочий диплом и пришел в Новороссийское морское пароходство, на танкер «Гори» 1978 года постройки.

– Когда я начинал свой трудовой путь в море, экипажи были по 30-40 человек, со мной, например, работали 36 человек, а сегодня у нас в команде 22 моряка, – рассказывает стармех Курта. – Другое отличие – каждые полтора месяца у нас были заходы в порты СССР. Сейчас только заграничные порты, в том числе и для смены экипажа.

Но сильнее всего жизнь моряков и их близких изменил интернет. Его появление на судах стало настоящим прорывом для всей отрасли: он существенно снизил психоэмоциональную изоляцию плавсостава. Ну и конечно же, оснащение судов стало поистине космическим. Слушая рассказы сына о суперсовременных танкерах Новороссийского морского пароходства дедвейтом больше 100 тысяч тонн, Виктор Степанович, смеясь, вспоминает: «А в наше время в машинном отделении только начинали устанавливать кондиционеры».

О своей работе Анатолий Викторович Курта неизменно говорит с уважением: «Прежде всего, это наша семейная традиция. А еще это отличная возможность реализоваться в жизни. Мне нравится работать с людьми,  нравится знать и чувствовать, что я нужен».

Вся родня – морская

Семейную традицию сегодня успешно продолжает и сын Анатолия Викторовича, Виктор Курта. Он представляет в Новошипе уже третье по счету поколение семейной морской династии.

– Один мой дед работал боцманом, второй – капитан первого ранга, папа старший механик, я все детство провел у него на судне, поэтому никаких сомнений в выборе профессии у меня не было, – рассказывает третий помощник капитана. – Отец моей жены тоже работает в море, так что у меня, получается, вся родня – морская.

С работодателем Виктор тоже не колебался, пошел по стопам отца. Из ГМУ он попал на танкер «Elbrus», где под руководством капитанов Николая Васильевича Демченко и Николая Ильича Головченко убедился: профессию выбрал верно. Затем несколько контрактов отработал на танкере «Krasnodar», дедвейтом в два раза больше предыдущего судна, а буквально на днях уходит в рейс на «Адыгее».

С продолжительностью контрактов Виктору повезло больше, чем деду, а с коммуникациями – больше, чем отцу: в 27 лет он работает 4 месяца через 4 и имеет возможность беспрепятственно общаться с семьей по интернету.

– Самое страшное для моряка – это если что-то случается дома, а у тебя неделями нет полной информации. Пока ждешь следующего письма или возможности позвонить, начинаешь себя накручивать, надумывать, – рассказывает Виктор. – Поэтому доступность интернета для моряков – это часто решающий фактор при выборе места работы и вообще профессии.

Кажется, что сейчас в море стало меньше романтики, на первый план вышли совершенно иные мотивации для выбора морской профессии. Однако, встречая своих отцов из рейсов, мальчишки и девчонки по-прежнему влюбляются в эту работу и вслед за ними приходят на «космические» танкеры Новороссийского морского пароходства.

– Не одно поколение моей семьи зарабатывало на жизнь, работая в море, – говорит Курта-младший. – Я люблю свою работу, у нее масса плюсов. Взять хотя бы отпуск – где еще можно отдыхать четыре месяца? Все это время я провожу со своей любимой семьей. А еще в морских семьях праздников всегда больше, потому что самый лучший день и настоящий праздник – это когда моряк возвращается домой.

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх