19.01.2017

UK P&I Club :Судоводители должны обучаться традиционным способам навигации судов

Клуб взаимного страхования «UK P&I Club» проанализировал вопросы потенциальной зависимости от Электронной картографической навигационной информационной системы (ЭКНИС), и советует морякам несмотря ни на что проходить необходимую навигационную подготовку.

ЭКНИС уже успела доказать свою пользу при навигации на море, однако часть вопросов, касающихся использования этой системы, рассмотрены не до конца. В первую очередь морякам стоит помнить об установке еженедельных обновлений. Если раньше, при использовании бумажных карт, процесс обновления данных был весьма трудоемким и занимал много времени, то теперь все нужные данные загружаются за несколько минут. В этом членам экипажей могут помочь различные приложения, как, например, Chart Tracker. В том случае, если карты не будут соответствовать последним данным, судно могуn задержать в порту, потому как оно будет принято непригодным для выхода в рейс.

Поскольку картами занимаются несколько компаний, встаёт логичный вопрос: всегда ли карты идентичны между собой? Однако тут никаких противоречий быть не может – производители ЭКНИС разрабатывают единые стандарты, и это означает, что навигационная информация одинакова для всех систем. А вот способы управления этими системами могут отличаться. Хоть разница в них и будет едва уловима, она может серьезно повлиять на безопасность мореплавания. Поэтому так важно, чтобы у членов экипажа, работающих с ЭКНИС, был необходимый опыт и высокий уровень подготовки. Так, уже предлагалось ввести ежегодное тестирование, с которым можно приобрести CD-диски через сервисного провайдера электронных навигационных карт. Итоги такого тестирования помогут определить, требуется ли морякам дополнительная подготовка на специальных тренажерах, предоставленных судоходной компанией.

Представители UK P&I Club не обошли стороной и вопрос «навязчивости» системы аварийной сигнализации ЭКНИС.  Например, регулярное срабатывание тревоги вне зависимости от того, проходит ли судно над подводным кабелем или нет, способно привести к тому, что на настоящую тревогу моряки уже не отреагируют должным образом. Безусловно, со временем распространенность таких необоснованных тревог стала намного ниже, одна эксперты все равно советуют морякам использовать более точные настройки при планировании рейса.

Более сложной проблемой могут быть вопросы с масштабированием карт, при помощи  которого  судоводители   могут увеличить или уменьшить изображение и получить детальное изображение интересующей их зоны, например, открытого моря, прибрежного района или лоцманской проводки. Были случаи, когда судоводители использовали карты неправильного масштаба, тем самым повышая риск столкновения судна с препятствием. Штурманы могут неправильно понять масштаб карт, чрезмерно приближая или удаляя изображение, поэтому необходимо, чтобы судоводители корректно обучались масштабированию карт ЭКНИС.

Главная ответственность моряков – это обеспечение безопасности судна и безопасности мореплавания, и члены экипажей всегда должны помнить, что ЭКНИС никогда не сможет заменить им их собственные навыки судовождения. Электронные системы ненадежны, могут содержать ошибки или выйти из строя, и тогда морякам придется обратиться к традиционным методам. А потому морское образование по-прежнему должно включать разнообразные навигационные приёмы: морякам стоит держать «резервный» каталог бумажных карт; проводить вместе с  вахтенным офицером учения и получать необходимые знания о бумажных картах и соответствующих методах определения местоположения. Чрезмерная уверенность в ЭКСНИС способна привести к утрате этих традиционных навыков и потенциально привести к увеличению количества аварий на море.

По материалам: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх