20.12.2016

Риски работы в море

Работа моряка полна опасностей: начиная от естественной угрозы морской стихии и заканчивая постоянным нахождением в замкнутом пространстве вдали от цивилизации и близких, что нередко приводит к  психическим расстройствам. Особо тяжёлые случаи могут довести до самоубийства. Как пишет onboardonline.com, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), моряки занимают второе место в списке работников, наиболее подверженных суицидам.

– Данные о самоубийствах в отрасли доказывают, что психическое здоровье моряков является хрупким и может привести к трагичным последствиям. Каждая смерть наносит ущерб не только семье моряка, но и судовладельцу. Просто позор, что уровень самоубийств среди моряков столь высок, – говорит директор Ротари клуба Роберт Иверсен, который занимался исследованиями психического здоровья моряков.

Ничего нового

На самом деле, данные ВОЗ не стали для отрасли откровением. О проблеме хорошо известно, загвоздка в другом: нет на сто процентов достоверной статистики. При подсчёте самоубийц не учитываются моряки, пропавшие в море. Сколько из них пропали случайно, а сколько – сделали это намеренно? Мы вряд ли когда-нибудь узнаем наверняка. Некоторые считают, что чуть ли не половина случаев исчезновения в море должна рассматриваться как самоубийства.

Иверсен провёл исследования о смертях моряков с 1960 по 2009 годы и пришёл к выводу, что на 17 тыс. смертей приходится почти 6% самоубийств. В другом исследовании рассматривались данные смертей британских моряков почти за сто лет – с 1919 по 2005 годы. Согласно этим данным, с начала прошлого века кривая самоубийств шла на спад. В 60-х она резко взметнулась вверх, однако затем опять стала стремиться вниз. Главной причиной положительной тенденции названо изменение жизни моряка в лучшую сторону.

Факторы риска

Условия работы, увы, являются главным фактором появления стрессов, депрессий и суицидальных мыслей. В журнале The Journal of Travel Medicine, где был опубликован анализ смертей польских моряков, говорилось, что из-за недоступности медицинской помощи, рисков возникновения ЧС, суровых погодных условий, физического и психологического стресса моряки находятся в группе риска. В исследовании также отмечается, что у офицерского состава гораздо ниже шанс свести счёты с жизнью, чем у тех, кто работает на палубе или в «машине».

Помимо условий работы, риск связан и с тем, как моряки справляются со стрессом. Исторически релаксантами для них служили наркотики и алкоголь, что продолжительности жизни не способствует.

Статья в  Psychological Medicine выделяет ещё один фактор: доступность совершения самоубийства. По этому пункту моряки оказались рядом с врачами, у которых есть доступ к фармакологическим препаратам.

Что может быть сделано?

Обсуждение способов искоренить проблему ведётся, но к единому мнению в индустрии не пришли. Спорным является вопрос об использовании интернета. Кто-то, как исполнительный директор одного из крупнейших в мире круингов Anglo-Eastern Ship Management Питер Кремерс, считает, что возможность оставаться на связи с семьёй в рейсе может усугубить стресс. По его логике, моряк так сильнее ощущает расстояние, отделяющее его от любимых людей. Кроме того, моряк может получить из дома новости, которые станут для него дополнительным стрессом, как результат – возрастёт психологическое давление.

Другие, как, например, капитан датской судоходной компании DFDS Seaways Стивен Кокерилл, верят, что всё с точностью до наоборот. Стивен считает, что улучшение цифровых технологий поможет поддерживать более стабильную связь с близкими, и это позитивно скажется на состоянии моряка, поможет снизить уровень стресса.

В газете The Atlantic была опубликована статья о связи социальных сетей и самоубийств, в которой отражена позитивная роль интернета. Пользователь может сообщить о тревожных признаках зарождающейся депрессии или о суицидальных мыслях, и ему поможет консультант в одной из социальных сетей. Аккаунты в помощь отчаявшимся людям разработаны и поддерживаются организацией  National Suicide Prevention LifeLine. Они выполняют роль онлайн-психологов и «скорой помощи» для людей с расстройствами психики. Также Google обязательно выведет первыми сайты психологической помощи, если пользователь использует в запросе trigger-слова вроде «самоубийства» и т.п.

Да и сами моряки выступают за расширение доступа в интернет. Роберт Иверсен в одной из своих статей приводит пожелания моряка Криса Б.: не более чем четырёхмесячный рейс, высокое качество продуктов питания, бесплатный доступ в интернет, культура безопасности.

Для предотвращения самоубийств различные благотворительные морские организации выпускают брошюры для моряков, где говорится, как справиться с одиночеством, стрессом, депрессией в рейсе. Самый простой совет: стараться больше общаться с другими членами экипажа.

Что моряку хорошо – судовладельцу выгодно

Судоходная отрасль не стоит на месте, и многое уже сделано для улучшения условий работы моряка. Здоровые и довольные моряки – это стимул и для компании. Каждый день простоя в связи со смертью, исчезновением или самоубийством моряка будет стоить тысячи долларов, поэтому судовладельцам проще изначально позаботиться о том, чтобы экипаж чувствовал себя благополучно.

РПСМ отмечает, что психическое здоровье для моряка так же важно, как и физическое. Когда моряк здоров не только телом, но и душой, это позволяет принимать взвешенные решения, адаптироваться к изменчивым условиям, справляться со стрессом и продуктивно работать в коллективе. 

↑ 

Наверх