13.12.2016

«Сеньорам» уже не до красот

Молодежный проект «Я выбираю море» реализуется Южной территориальной организацией РПСМ на протяжении последних шести лет. Он посвящен тем, кто только начинает свой путь в трудной, ответственной и романтичной профессии. О своём выборе рассказал четвёртый механик танкера «NS Spirit» СКФ «Новошип» Антон Тенгелиди.

Антон родом из морской семьи: дядя – капитан, отец – моторист и двоюродный брат работали на рыболовном флоте и каждый раз привозили из рейса удивительные истории. Сам Антон до 2007 года работал докером в порту. Но пришло время – и он решил попытать счастья в море.

К делу подошёл основательно и всерьёз: поставил целью стать судовым инженером и наметил путь её достижения. Сначала окончил курсы мотористов. Затем поступил на заочное обучение в Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова в Ростове-на-Дону. Антон считает, что ему крупно повезло: все годы учёбы он работал мотористом на танкере «Тимашевск» Новороссийского морского пароходства.

– На «Тимашевске» у нас был отличный, постоянный и весьма профессиональный экипаж, – вспоминает он. – Моё мнение подтверждают отзывы ростовской профессуры. Между вахтами я, как и все заочники, писал контрольные работы по профильным предметам. Лучшие работы на курсе были у меня и ещё одного парня, который тоже работал мотористом в пароходстве. И это не удивительно, ведь нам обоим было у кого проконсультироваться.

Работа мотористом в одной из лучших судоходных компаний мира не только способствовала успехам в учебе, но и оказалась действительно интересной и полезной для будущей карьеры механика: постоянный контакт с инженерами машинной команды позволяет со временем перенять их ремесло и умения.

В первые годы морской жизни молодому моряку пришлось столкнуться с тем, что иногда происходит неизбежное, и подготовиться к этому нельзя.

– Никогда не забуду свой первый супершторм, – рассказывает Антон. – В бури нам и раньше случалось попадать, но это было нечто особенное. Мы шли из Канады в США. Казалось бы, рядом, но этот путь занял у нас двое суток. Волны под семь-восемь метров высотой, скорость не выше двух узлов и черным-черно вокруг, днём как ночью. Помню, первые 12 часов меня просто изматывала тошнота, а потом… тошнота всё равно осталась, но я к ней просто привык и перестал замечать.

В 2012 году Антон получил диплом техника-судомеханика и пошёл в первый рейс в офицерской должности четвёртого механика. И конечно же, на «Тимашевск»: стармех Игорь Краснощеков предпочёл взять в «машину» проверенного человека, а уж Тенгелиди за годы совместной работы был испытан многократно.

Первые пару недель были для молодого специалиста волнующими: всё-таки уже не моторист, а механик. Но потом привычные котёл, палубная гидравлика, опреснители и грузовые насосы быстро вернули его в зону комфорта. Да и в экипаже полно знакомых, всегда рядом дружеское плечо.

– Море есть море, здесь всегда есть место чему-то неожиданному, даже если речь идет о профессии, – рассказывает Антон. – И первый урок на эту тему мне преподнёс наш стармех. Перебираю я систему подачи топлива, но к соленоидам никак подобраться не могу. Уже замучился, и тут Игорь Эдуардович вдруг выдаёт мне какую-то хитровыгнутую пластину, которая волшебным образом решает проблему на раз-два. Оказалось, что это чудо инженерной мысли – уникальный самодельный инструмент, который подходит для смены соленоидов только и исключительно на котле «Тимашевска». Ни я, ни кто-либо другой про существование чего-то подобного и не подозревали.

В другой раз из ничего и посреди океана пришлось создавать прокладку для датчика в опреснителе. И деталька-то ерундовая, а заменить нечем. И снова выручил опыт старших товарищей. Стармех Александр Чепурнов тогда показал, как сделать временную замену из отработанных шлангов. Люди, получившие закалку на флоте в девяностые годы, когда со снабжением было туго, – это всё-таки бесценный кадровый капитал.

Для себя Антон Тенгелиди вывел тогда такое правило: личный опыт, помноженный на коллективный опыт старших коллег, позволяет в условиях моря решить самые нерешаемые инженерные задачи. Главное, не строить из себя начальника и не стесняться самому работать руками даже в век быстро меняющихся технологий.

А то, что в наше время флот за 10 лет меняется так, как раньше за все 20, – в этом Антон убедился на своём опыте. Когда он только пришел на флот мотористом, основными рабочими инструментами у него были молоток и зубило. У сегодняшнего моториста под рукой набор гидравлических болторезов и ключей. Раньше у механика для ежедневного анализа качества воды в котле был целый набор мензурок и реагентов, а сейчас прибор вроде градусника за несколько секунд дает полный расклад. А ведь с начала морской карьеры Антона Тенгелиди прошло всего несколько лет.

Последние годы Антон работает на танкере «NS Spirit». На нём он впервые попал в Юго-Восточную Азию.

– Увидеть мир собственными глазами – приятный бонус нашей профессии. Мне больше всего понравились вылизанная до блеска Австралия и экзотический Таиланд, который из-за дружелюбности тайцев еще называют страной «тысячи улыбок», – рассказывает моряк. – Но пользоваться этой бонусной возможностью посмотреть мир надо, пока ты еще младший офицер. «Сеньорам» уже не до красот, они вынуждены практически безвылазно находиться на судне.

Теперь у Антона в планах получение высшего морского образования: он снова поступил на заочное, теперь в Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.

По материалам ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх