08.12.2016

Внешняя торговля должна помочь раскрыть потенциал российского судоходства

Развитию российского торгового флота и судостроения может помочь внешняя торговля. Об этом, как пишет Gudok.ru, заявил генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, выступая на форуме «Транспорт России».

По словам Сергея Франка, дисбаланс между потребностями внешней торговли РФ и возможностями флота тормозит его развитие.

– Для содержания современного высокоэффективного флота и развития судостроения недостаточно только каботажных перевозок. Внешняя торговля приносит значительно больше, чем каботаж. По разным данным, объем российской внешней торговли составляет без малого $400 млрд. И 5% от этой суммы – это фрахт. Огромная сумма, серьезный финансовый ресурс для развития нашего флота, развития судостроения, – заявил гендиректор «Совкомфлота».

На долю российских компаний приходится лишь незначительная часть общего ежегодного фрахта при перевозке нефти и нефтепродуктов. Например, в 2015 году иностранные судоходные компании перевезли почти 94% нефти, которая прошла через российские порты.

Причину такого положения дел Сергей Франк видит в том, что отечественный флот испытал колоссальный стресс при распаде системы советских морских перевозок, которая базировалась на монополии внешней торговли.

– В начале 1990-х часто звучала фраза «Зачем России нужен флот?» Условия, на которых наши нефтяные и газовые компании сейчас продают свою продукцию, сформировались в те годы таким образом, что фрахтование идет на иностранной территории, – заявил Франк. – Однако сейчас уже другие времена. Например, китайское руководство сейчас ставит задачу, чтобы до 70% внешнеторговых грузов могло перевозиться судами национальных перевозчиков. Похожие меры принимаются во многих других странах – Бразилии, Норвегии, Индии, Индонезии, США, Японии, Чили. Подобный опыт может быть успешно использован и в России. Как практикующий судовладелец я уверен, что российский флот не менее конкурентоспособен, чем, к примеру, норвежский. 

Сегодня у российского флота есть хорошие предпосылки для развития, связанные, в том числе, с наращиванием работы в Арктике. Ведь именно российские компании обладают компетенцией в области безопасной и эффективной работы флота в этом сложном регионе. За последние 10 лет России в этом направлении удалось значительно продвинуться. Так, «Совкомфлот» свыше 70% выручки получает от иностранных компаний, которые не сомневаются в компетенции российских моряков – например, Shell, Total.

– Внешняя торговля должна помочь раскрыть потенциал российского судоходства и, как следствие, стимулировать рост спроса на продукцию российского судостроения. Эффективно решить вопрос импортозамещения можно, если увязать допуск на рынок перевозок со строительством судов внутри страны. В таком случае более стабильный доступ к национальной грузовой базе позволит российским судоходным компаниям сформировать источник финансирования для размещения коммерческих заказов на российских верфях. Перспективным для развития российского флота является сегмент морских перевозок нефти и газа, – считает Сергей Франк.

При этом речь не идет о каких-то огромных инвестициях со стороны государства. Это работа, в первую очередь, организационная. Системные и своевременные регуляторные меры помогут создать оптимальный баланс интересов внешней торговли, флота и судостроения, а также отладить современные способы финансирования этих проектов. 

Хорошие примеры такого регулирования уже есть, что создает предпосылки для развития российского торгового флота. Конечно, переход на условия «CIF иностранный порт» потребует мер экономического стимулирования, однако для экономики эффект от такого регулирования будет высоким.

↑ 

Наверх