08.12.2016

Новый «штурман» на службе у Совкомфлота

Торжественная церемония имянаречения арктического челночного танкера «Штурман Овцын» прошла 24 ноября на верфи «Samsung Heavy Industries» в городе Пусан (Республика Корея). Об этом сообщает Генеральное консульство России в Пусане. На церемонии присутствовали директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф и Генконсул России в Пусане Александр Востриков.

«Штурман Овцын» – третье судно в серии арктических челночных танкеров ледового класса Arc7, построенное в рамках уникального проекта по промышленной разработке Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, реализуемого ПАО «Газпром нефть». Танкер спроектирован с учетом малых глубин Обской губы и климатических условий Арктики и предназначен для работы в высоких широтах в условиях круглогодичной навигации в устье Оби, Карском и Баренцевом морях. «Штурман Овцын», как и остальные суда серии, может самостоятельно двигаться во льдах по  каналу, прорубленному атомным ледоколом. Без  сопровождения ледокола судно сможет преодолевать лед до 1,8 м толщиной кормой и до 1,4 м носом. Другими словами, этот танкер полностью предназначен для работы в суровых арктических условиях.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что расширяя свой флот, «СКФ» увеличивает количество рабочих мест, и это не может не радовать российских моряков. Ведь для них новое судно означает дополнительную возможность устроиться в ответственную компанию, обеспечивающую своим экипажам хорошие условия труда, достойные зарплаты и все необходимые социальные гарантии. РПСМ уверен, что экипаж судна продолжит славные традиции полярных моряков России.

Так, новому танкеру было присвоено имя Дмитрия Леонтьевича Овцына – одного из первых русских исследователей Арктических морей, участника Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции. В 1974 году Дмитрия Овцына, как имеющего опыт и отличные познания в штурманском и гидрографическом деле, назначают в состав Великой Северной экспедиции, в качестве руководителя Тобольской экспедиции. В ее задачу входило описание и исследование самого западного участка побережья Азии, от устья реки Оби до устья Енисея. Плавание началось 15 мая 1734 года из города Тобольска вниз по Иртышу и Оби на дубль-шлюпке «Тобол». Экспедиция пробыла в море все лето 1734 года, а затем «Тобол» вошел в Обь, и в городе Березове (ныне с. Березово Ханты-Мансийского округа) встал на зимовку.

Весной 1735 года Овцын снова вышел в рейс, производя съемки и гидрографические работы. Зимой 1735—36 гг. дубль-шлюпка «Тобол» вернулась в Тобольск, а Овцын выехал в Москву и Петербург для подготовки снаряжения и получения инструкций по дальнейшей работе. Возвратившись в Березов, 23 мая 1736 года Дмитрий Леонтьевич снова вышел в плавание и на этот раз достиг Карского моря, а на зимовку встал в городе Обдорске на Оби (ныне г. Салехард). Летом 1737 года экспедиция пополнилась еще одним судном — ботом «Обь-Почтальон», на котором командиром был прежний начальник Овцына по плаванию в Испанию, капитан И. Кошелев. В это лето экспедиция, выйдя из Обской губы в Карское море и обойдя Гыданский полуостров, достигла устья Енисея.

20 мая 1738 года Овцын получил от Сибирского губернатора повеление прибыть в Петербург «для отчета». Во время остановки в Тобольске 13 сентября Дмитрий Леонтьевич был арестован и заключен в тюрьму. Как оказалось, знакомство и близкая дружба с опальными Долгорукими не осталась секретом для петербургских властей (кем-то был послан донос), и по приказу всесильного тогда фаворита императрицы Анны Иоанновны Эрнста Бирона Овцын должен был предстать перед судом по обвинению в заговоре и измене. Но наказание для Дмитрия Овцына неожиданно оказалось не таким суровым, как можно было этого ожидать. Он был лишен чинов и дворянства и отослан для службы матросом в Охотск под началом В. Беринга, где стал его адъютантом на судне «Св. Петр».

На пакетботе «Св. Петр» Овцын вместе с Берингом совершил историческое плавание, завершившееся открытием берегов Америки. На обратном пути мореплаватели открыли острова, впоследствии названные в честь командора Беринга Командорскими островами, и на одном из них, получившем имя о. Беринга, в 1741 году «Св. Петр» остановился на зимовку. Многие члены экипажа тогда умерли от цинги, в том числе и сам Витус Беринг.

Позднее Дмитрий Леонтьевич узнал, что дело его пересмотрено, и он восстановлен в прежнем звании. 27 августа 1742 года он вернулся в Россию и «был прикрыт знаменем, и шпага ему отдана», после чего Дмитрий Овцын вышел в отставку, но ненадолго: с 1744 года он снова вернулся на службу, уже в чине капитана 2-го ранга, и проработал в море еще 13 лет. 25 июля 1757 года тяжелобольного Овцына поместили на госпитальное судно «Москва», на котором он и умер через несколько дней.

↑ 

Наверх