РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Суда, работающие в полярных условиях, будут обязаны соблюдать требования Международного кодекса для судов, работающих в Полярных водах (Полярный кодекс), который вступит в силу уже 1 января. Область, к которым кодекс будет применяться, – воды, расположенные севернее 60º северной широты, за исключением побережья Исландии и северной Скандинавии, а также части российского побережья. Помимо технических нюансов, к судовладельцам предъявляется ряд эксплуатационных требований. Одно из них — необходимость профессиональной спецподготовки экипажей.
Какие требования предъявляет Полярный кодекс к подготовке моряков и комплектованию экипажей?
Ответ на этот вопрос содержится в Главе 12 Части I-A Меры Безопасности. В части профессиональных требований кодекс ссылается на Главу V Конвенции и Кодекса о подготовке и димломировании моряков и несении вахты (ПДНВ).
Полярный кодекс устанавливает рамки для личного состава: кто, когда и где какую квалификацию должен иметь. В обычных условиях требуется, чтобы несущие навигационную ходовую вахту офицеры, включая капитана, получили достаточную подготовку и, соответственно, имели свидетельство о профпригодности, подтверждающее прохождение подготовки по основной или расширенной программе. Требования различаются в зависимости от типов судов и эксплуатационных условий. Например, требования к экипажам танкера будут отличаться от требований к «пассажиру» или другому типу судна. Разной подготовки будут требовать от экипажей судов, работающих на свободной ото льда воде, на «открытой воде» (судоходные воды, менее 1/10 части которых покрыты морским льдом) или в «других водах».
Самые простые требования предъявляются к работе в свободных ото льда водах: никаких дополнительных сертификатов и свидетельств морякам не требуется. В «открытых водах» только офицеры-судоводители танкеров и пассажирских судов на уровне эксплуатации и управления должны иметь соответствующее свидетельство о прохождении базовой подготовки.
Когда любое судно входит в «другие воды», все офицеры-судоводители должны иметь свидетельство о прохождении базовой подготовки, а капитан и его помощники — свидетельство о прохождении подготовки по расширенной программе.
Разрешает ли Полярный Кодекс замещать обладателей свидетельств другим персоналом?
Да, об этом говорится в Главе 12.3.2 кодекса: «Администрация может разрешить кому-то из персонала замещать капитана, старшего помощника или офицеров…» при соблюдении определенных условий. Они включают требование того, чтобы заместитель являлся квалифицированным — в соответствии с ПДНВ — офицером-судоводителем, имеющим соответствующий диплом. Кроме того, на борту должно быть достаточное — чтобы охватить все вахты – количество офицеров-судоводителей соответствующего уровня подготовки.
Кроме того, при работе на танкерах или пассажирских судах в водах, которые не являются «открытой водой» или «айсберговыми водами», капитан, старший помощник и судовые офицеры, в обязанности которых входит несение вахты, должны соответствовать установленным требованиям к базовой подготовке. При работе в водах, концентрация льда в которых превышает 1/10, все офицеры-судоводители, включая капитана, на грузовых судах за исключением танкеров должны соответствовать установленным требованиям к базовой подготовке.
Что требует ПДНВ от моряков?
ПДНВ будет дополнен новым правилом V/4 «Об обязательных минимальных требованиях, предъявляемых к подготовке и квалификации капитанов и палубных офицеров на судах, эксплуатируемых в полярных водах». Это правило должно вступить в действие 1 июля 2018 года.
Кто какую подготовку должен проходить?
Согласно Правилу V/4, определены два основных типа подготовки — базовая (basic) и по расширенной программе (advanced training).
Базовую подготовку должны пройти капитаны, старшие помощники и офицеры, несущие навигационную ходовую вахту, которые работают на судах, эксплуатируемых в полярных водах. Они должны пройти одобренные курсы базовой подготовки, чтобы иметь право на получение Свидетельства о профпригодности.
Подготовка по расширенной программе обязательна для капитанов и старпомов на судах, работающих в полярных водах. Они должны иметь свидетельство о прохождении базовой подготовки, как минимум двухмесячный стаж плавания и пройти полную подготовку по расширенной программе. Каждые пять лет капитаны и офицеры должны подтверждать профкомпетентность.
Есть ли какие-то переходные положения?
Для уже имеющих плавательский стаж моряков ПДНВ включил переходные положения, которые будут действовать до 1 июля 2020 года. Согласно этим положениям, офицеры могут обратиться за получением свидетельства о базовой подготовке, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет; или если они успешно окончили курсы, удовлетворяющие требованиям руководства по профподготовке, установленные организацией для судов, эксплуатируемых в полярных водах. Это руководство содержится в разделе B-V/g Кодекса ПДНВ.
Подать заявку на получение свидетельства о подготовке по расширенной программе моряки могут в соответствии с переходными положениями, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет; или если они успешно окончили курсы, удовлетворяющие требованиям руководства по профподготовке, установленные организацией для судов, эксплуатируемых в полярных водах (раздел B-V/g), и имеют одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее двух месяцев в течение пяти последних лет.
Как разобраться с двумя датами вступления в силу?
Поскольку поправки к ПДНВ вступают в силу только через полтора года после вступления в силу Полярного кодекса, настоятельно рекомендуется консультироваться с государством флага, если они намерены ввести поправки раньше, и местной администрацией портов.
По материалам ЦИА РПСМ
Наверх