28.11.2016

Заложники моря: кто оставил российских моряков без зарплат?

В октябре экипаж рыболовного судна «Павел Копытин» объявил забастовку из-за невыплаты зарплат. Почти месяц судно просто дрейфовало в Баренцевом море: работы не было, людей фактически бросили без еды и воды. Роструд РФ начал проверку по факту нарушений прав рыбаков на судне «Павел Копытин» южно-сахалинского судовладельца. Одиннадцать участников забастовки – жители Калининградской области – недавно вернулись домой. Без зарплат. Об этом сообщает «АиФ-Калининград».

Бунт на корабле

Рыбаки вспоминают, как начиналась их работа на «Копытине». С контрактом знакомились уже на пароходе: был указан только рублевый оклад. Основную – долларовую – часть зарплаты обещали на словах. Каждый знал: если условия не нравятся, можно вернуться за счет конторы в Мурманск. А потом своим ходом домой. Но почти все заплатили разнообразным «агентам» за трудоустройство от 40 до 50 тысяч рублей. И возвращаться ни с чем?

– Я за трудоустройство не платил, устроился напрямую на судно – однокурсник пригласил. Приехал на судно в июне, проработал почти пять месяцев. Все это время нам платили только рублевую часть зарплаты. Сначала 14-16 тысяч рублей. Когда ввели надбавку – 20-25 тысяч. Это все, что мы получали за труд в Баренцевом море, – говорит Сергей Демидов, 2-й помощник капитана траулера «Павел Копытин». – В контракте была указана 40-часовая рабочая неделя: по 8 часов в день, с выходными и праздниками. На деле люди работали 16 часов через 8. Вахту на мостике несли 12 часов через 12. Сам пароход – ржавый «кусок» металла. С палубы в коридор капала вода, подкладывали тряпки. Откачивали воду из носа судна. Частенько что-то ломалось. Шлюпки, спасательные круги со световыми буями были в таком состоянии, что без слёз не взглянешь. По слухам, это судно, уже проданное на металлолом, судовладелец купил, что-то подлатал и отправил в море.

Долларовую часть зарплаты только обещали. Говорили, мол, время сложное – продукцию надо растаможить, реализовать. Кстати, команда, которую сменили калининградцы, так и уехала домой без обещанных денег. Шло время, а деньги рыбакам не поступали. Недовольство росло. В сентябре люди попросили долларовую зарплату за май и июнь. Перевели только за май, лишь бы продолжали трудиться. 7 октября экипаж объявил, что работать не будет, пока не заплатят за июнь и июль. Им снова перевели деньги за месяц. Моряки позвонили в Калининград, и тогда выяснилось, что коллеги, отработавшие на судне 4,5 месяца и уже два месяца находящиеся дома, долги до сих пор не получили.

Тогда экипаж объявил забастовку. В это время район промысла краба сильно сократился. С 7 по 28 октября судно просто дрейфовало в Баренцевом море, людей фактически бросили. Продукты и воду не прислали, хотя заявку на них составили заранее. Моряки ели только рис, гречку и мясо. Питьевая вода закончилась, пришлось пить опресненную морскую. Начались проблемы со здоровьем. У помощника мастера добычи выпали передние зубы, у многих кровоточили дёсны.

В итоге капитан получил указание идти в норвежский порт. Команда отказалась покидать судно без зарплат, ведь получить их на берегу шансов гораздо меньше. Судовладелец прислал бумагу, что судно встает в отстой, а бунтовщиков списывают. Если бы они остались, стали бы нелегалами. Морякам пришлось уступить.

Двенадцати членам экипажа «Копытина» – второму помощнику капитана, электрику, повару и матросам задолжали порядка 35,5 тысяч долларов США, а заплатили только за май и июнь. Экипаж другого судна компании ждет зарплаты с лета. Рыбаки написали обращения в Роструд и прокуратуру, туда же обратился Российский профсоюз моряков (РПСМ). Предстоит суд в Южно-Сахалинске. «АиФ» послал запросы в Южно-Сахалинскую гострудинспекцию и Роструд РФ.

Желающих много

С началом кризиса желающих пойти в море прибавилось: платят-то в валюте.

– Последние три года людей обращается в разы больше, – говорит круинг-менеджер Андрей Шкумаев. – Особенно матросов, кадетов и тех, кто с морем раньше никогда связан не был, просто решил заработать. А у нас экипажи в основном постоянные, люди ходят годами. Поэтому новичков пристроить сложно.

По данным Калининградской региональной организации РПСМ (КРО РПСМ), в Калининграде расположено с полтора десятка настоящих круинговых агентств, где морякам дают на подпись контракт еще в городе и вся зарплата указана в документе, за трудоустройство денег не берут, а работодатель выполняет условия договора. Однако здесь от работников требуется квалификация не бумажная, а подтвержденная реальным опытом, с указанием судовледельцев, которые могут дать рекомендации.

Мировой кризис серьёзно сократил флот. Недостаточно квалифицированные кадры в таких условиях стали слабым звеном, «кормом» для судовладельцев с черной репутацией и разных авантюристов-посредников. Последние вполне легально взимают за услуги по нескольку десятков тысяч рублей. Дескать, эти деньги стоят того, чтобы получить путёвку на добычу краба. На деле – как повезёт. По словам правозащитников из РПСМ, «стихийный рынок рыбацкого труда – дикое поле без каких-либо правил движения и соответствующей ГИБДД».

Кто в чёрном списке?

– Когда в прошлом году разбирали причины крушения траулера «Дальний Восток», стали возмущаться, что для российских судовладельцев, базирующихся на востоке страны, законы не писаны, – говорит председатель КРО РПСМ Вадим Мамонтов. – Этот беспредел продолжается 25 лет, и пора навести порядок. Матрос на нелегальном промысле может заработать до 2 тысяч долларов в месяц. Но может и вообще ничего не получить: с травмой спишут с судна. История с «Павлом Копытиным» показала, что ничего не изменилось: то же пренебрежительное отношение к работникам.

С соблюдением прав моряков дела обстоят проще – на их стороне Конвенции, международные профсоюзы и государственный портовый контроль. У рыбаков ничего подобного не наблюдается. Главным образом потому, что международных требований на сей счёт мало, место работы человека может быть в какой угодно стране неясной юрисдикции и не поймёшь, какой компании. Если же судно под флагом РФ, то здесь две проблемы: мизерные нормативы оплаты труда и минимальный госконтроль за работодателем.

– При этом деятельность по найму под флаг РФ вообще никем не контролируется, – говорит Мамонтов. – Если помножить это на, мягко говоря, хроническую доверчивость некоторых слоёв населения, получим массовое воспроизводство «дальних востоков». Между тем информация о работодателях доступна в интернете и если обновляется, то исключительно негативными примерами. Почему бы перед походом в «круинговое агентство» не навести справки?

– Рабство в современном мире – в значительной степени выбор самого раба. В условиях, когда на тебе отсутствуют железные кандалы, ты сам подписываешь договор, в котором обозначен минимальный размер оплаты. Обещания к иску не пришьешь. Работодатель же, как правило, преследуют одну цель: получить дешевую рабочую силу, – говорит зампредседателя комитета Калининградской областной думы по законодательству Михаил Чесалин. – При наличии властей, начиная от трудинспекции и заканчивая парламентом, который формируется из работодателей почти на 99%, рассчитывать на защиту государства работнику сложно. У надзорных служб, которые должны проверять условия контрактов и условия труда, нет стимула работать в интересах наёмных работников. Хотя их можно заинтересовать: посадить ту же гострудинспекцию на проценты от наложенных штрафов. Но такие законодательные предложения почему-то не проходят. Поэтому пока форма защиты одна: не подписывать липовые договоры, создавать профсоюзы и отстаивать свои права коллегиально. История говорит, что это единственный возможный путь.

↑ 

Наверх