25.11.2016

Расследование по делу крушения траулера «Дальний Восток» завершено

Жадность судовладельца и взятка госинспектору Росрыболовства стали причиной крушения и затопления траулера «Дальний Восток» в Охотском море в апреле 2015 года, в результате которого погибли 69 человек. Таковы результаты расследования дела. 

Следственный комитет РФ завершил расследование уголовного дела о крушении траулера «Дальний Восток». Как сообщила газета «Советский Сахалин», уголовное дело в объеме 174 томов направлено в Генпрокуратуру РФ для утверждения обвинительного заключения.

По версии следствия, причиной крушения траулера стал крен на левый борт, возникший в результате подъёма трала с большим уловом – примерно 130 т. Однако причиной дальнейшего затопления судна, ставшего одной из крупнейших морских катастроф в новейшей истории России, стало его непригодное состояние. Директор компании-судовладельца ООО «Магеллан» Егор Гащенко переоборудовал судно с целью увеличения площадей для переработки рыбы. В итоге устойчивость судна была нарушена. Моряки, ходившие в дальний рейс на таком «переоборудованном» судне, сильно рисковали своими жизнями. Кроме того, у судна полностью отсутствовала документация о системе управления безопасностью, без которой запрещён выход в море. Однако портовые власти и надзорные службы судно всё равно выпустили, и «Дальний Восток» отправился в свой последний рейс.

В момент крушения на судне было 1,4 тыс. т рыбы, что превышало допустимые объёмы, и об этом знали руководители «Магеллана». Они должны были запретить дальнейшее плавание, однако не сделали этого. Начальник отдела безопасности мореплавания ФГБУ «Сахалинрыбвод» Николай Харченко проигнорировал отсутствие документации об управлении безопасностью и выдал аварийному судну «временное свидетельство». Госинспектор теруправления Росрыболовства Александр Никодименко, проверявший судно вместе с пограничниками уже в открытом море, за взятку в $500 согласился не сообщать руководству об отсутствии достаточного количества спасательных средств на борту. В СК РФ уточнили, что во время крушения морякам не хватило жилетов.

В настоящее время счета и имущество компании «Магеллан» арестованы. Арестовано еще одно судно этой компании — «Андромеда». Наложен арест на имущество обвиняемых, в общей сложности на 15 млн руб.

Уголовное дело в отношении Егора Гащенко выделено в отдельное производство. Сам беспринципный делец скрылся от следствия и объявлен в международный розыск.

Как отмечают в РПСМ, не весь экипаж был российским. На борту находились 132 человека: 78 россиян, 42 гражданина Мьянмы, пятеро – Вануату, трое латвийцев и четверо украинцев. Председатель Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ Николай Суханов говорит, что схема найма иностранцев на российские суда давно известна: судно под флагом РФ выходит из российского порта только с российским экипажем на борту, по пути следования в открытом море на борт подсаживаются иностранцы, которые фактически находятся здесь на положении рабов. Они не имеют ни страховок, ни достойной оплаты, ни права голоса.

– Удивительно, как легко в Охотском море – внутреннем море России – допустить подобную трагедию, нарушив нормы, связанные с трудоустройством иностранцев и безопасностью людей. На судне не хватало спасательных средств, они были рассчитаны примерно на 92 рыбаков, а на борту находилось 132 человека! Российский профсоюз моряков неоднократно пытался обратить внимание компетентных органов на нелегальное использование дешевой иностранной рабочей силы, – заявил координатор ITF в России Сергей Фишов.

– Найм иностранцев на отечественные суда должен происходить под четким контролем ФМС РФ и морских профсоюзов. Судовладелец обязан заключить колдоговор с морским профсоюзом и только на этом основании получить лицензию, разрешающую задействовать в работах иностранцев. Колдоговор даст гарантию всем членам экипажа судна, будь то россиянин или моряк любой другой национальности, на достойные условия труда и защиту профсоюза, а в случае инцидента – на выплату компенсации самому члену экипажа или его родственникам, – заявил Николай Суханов.

↑ 

Наверх