16.11.2016

Цель расследований морских происшествий не в поиске виновных, а в извлечении уроков

Бюро по расследованию происшествий на море Великобритании (MAIB) уже давно является важным игроком морской отрасли. Только за прошедший год бюро расследовало 1057 аварий с участием 1194 судов, из которых 72 инцидента были отнесены к категории «серьёзных», либо «очень серьёзных». В основе работы MAIB лежит изучение системных причин морских происшествий.

Не ищут виноватого

Главная задача Бюро заключается не в поиске виновного, а в извлечении уроков для целей обеспечения безопасности в будущем. MAIB не пытается распределить ответственность, а старается понять обстоятельства, которые привели к аварии. Чтобы стать следователем MAIB, кандидат должен удовлетворять особому критерию отбора и обладать значительным опытом в морской области. Поскольку данная должность относится к специальностям армейского резерва, новые сотрудники должны быть подданными Великобритании и иметь наряду с некоторым опытом работы на берегу звание капитана или старшего механика, или эквивалентное звание в рядах Королевского военно-морского флота. Но даже в этом случае на превращение опытных мореходов в следователей уйдёт два года обучения.

– В индустрии высоко востребован набор навыков квалифицированного следователя, но проблема, с которой MAIB столкнулся в 2012 году в свете аварии «Costa Concordia», это то, что операторы судов переманивают персонал MAIB в свой штат, – говорит старший инспектор MAIB Cтив Клинч.

Люди и машины

Значение технологий в эксплуатации современных судов и при доскональном изучении доказательств электронного формата, которые хранятся на Регистраторах данных рейса (VDR) и встроенных системах мостика, преобразили способы сбора доказательной базы при расследовании. По мнению Клинча, эксперты MAIB в области систем VDR не имеют себе равных — один из них не так давно отправился в Соединенные Штаты Америки для оказания помощи в извлечении данных с затонувшего грузового судна «El Faro». Человеческий фактор, как и взаимодействие человека и машины, всё чаще играют важную роль в расследованиях.

– Нам удалось обнаружить, что сейчас люди всё чаще обращаются к тому, что советует компьютер. Если на экране ничего нет, то значит действительно ничего нет. Посмотрите же в окно! – говорит Стив Клинч.

По словам Клинча, посадка на мель (не без помощи ЭКНИС) танкера-химовоза «Ovit» в Дуврском проливе в 2013 году стала классическим примером «напускного» профессионализма, который время от времени обнаруживается Бюро. В ходе расследования установлено, что ситуационная осведомлённость вахтенного офицера была настолько низкой, что только через 19 минут он понял, что произошло.

– У судна были очень чистые инспекции SIRE (Система предоставления отчетности по результатам судовых инспекций), экипаж был высоко квалифицирован... В последнюю очередь подумаешь, что на судне могут быть проблемы подобного характера, – рассказывает инспектор.

Наибольшую тревогу у старшего инспектора вызывает такая усталость.

– Чем меньше судно, тем меньше экипаж. В своё время я работал по графику 6/6 только в исключительных обстоятельствах. Сейчас вы лишены такой роскоши. Каждый день я сталкиваюсь с различными авариями, и можно подумать, что индустрия пребывает в опасном положении, однако ежедневно 99% грузов успешно доставляются судами. То есть на самом деле всё не так уж плохо с безопасностью, – заключил Стив Клинч.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх