15.11.2016

При использовании электронной картографической навигации важно помнить о рисках

В ходе недавней конференции SAFETY4SEA Conference & Awards 2016 были проанализированы риски, возникающие при использовании безбумажных картографических систем, и происшествия вследствие ненадлежащего применения ЭКНИС (электронная картографическая навигационная информационная система).

Безусловно, существуют преимущества использования на судах электронных карт; однако есть и риски, связанные с чрезмерным доверием ЭКНИС. Оборудование системами ЭКНИС судов, занятых в международных торговых перевозках, станет обязательным только с июля 2018 года. До того, как это произойдет, крайне важно выявить все риски, связанные с использованием ЭКНИС, и изучить ситуации, когда штурманы излишне полагаются на эти системы. Описанные ниже инциденты демонстрируют риски ненадлежащего использования безбумажных картографических систем.

Случай №1

ЭКНИС установили на танкере ещё на стадии строительства, чтобы он соответствовал требованиям IMO и государства флага. Маршрут из Роттердама в Бриндизи (Италия) был подготовлен при помощи функции ЭКНИС «Планирование перехода». Этим занимался моряк, которого только-только повысили до второго помощника. Проложенная курсовая линия проходила через отмель Варне в проливе Па-де-Кале, включая Дуврский пролив – узкую зону с оживлённым движением и, как следствие, множество навигационных опасностей. Преимущественным средством навигации на судне была электронная картографическая система (ЭКНИС). Бумажных карт вообще не было на борту.

При этом капитан не проверил и не одобрил маршрут.

Командный состав прошёл общую подготовку по использованию ЭКНИС, а также специальное обучение работе именно с данным типом оборудования. Тем не менее, была допущена грубейшая ошибка при составлении плана перехода в электронном виде: когда второй помощник выполнял автоматическую проверку опасностей, т. е. задействовал функцию «проверка маршрута», чтобы посмотреть, нет ли каких-либо навигационных опасностей, он не смог правильно интерпретировать несколько предупреждений, которые включали и отмель Варне. Уже позже было обнаружено, что ни один из помощников капитана на борту не знал, как правильно пользоваться функцией «проверка маршрута».

Случай №2

На судне был план перехода, составленный при помощи бумажных карт. Перед началом рейса промежуточные точки маршрута были перенесены в Систему электронных карт. Позже отрезки маршрута изменили из-за погодных условий на пути следования, однако капитан их не проверил. Судно было оборудовано ЭКНИС, однако не было снабжено официально утверждёнными электронными навигационными картами, которые необходимы, чтобы соответствовать требованиям стандарта к приёмке оборудования. Без установки официальных карт ЭКНИС можно использовать только в качестве вспомогательного средства навигации (согласно Главе V СОЛАС). Официальные электронные навигационные карты должны, во-первых, быть составлены и выпущены уполномоченным государственным органом или уполномоченной гидрографической службой; а во-вторых, использоваться во всех утвержденных курсах по подготовке к работе с ЭКНИС. Все остальные типы электронных карт могут использоваться только как вспомогательные средства навигации и могут содержать символы, отличные от тех, которые содержатся в специальном перечне – IHO Special Publication No. 52 Specifications for Chart content and display aspects of ECDIS.

Случай №3

Третий помощник капитана изменил курс следования судна, отклонившись вправо от проложенного маршрута, чтобы уклониться от моторного судна и парусной яхты. Слишком поспешное отклонение от курса увело судно на мелководье. Функция ЭКНИС, предупреждающая посадку судна мель и подающая сигнал тревоги, когда оно оказывается вблизи опасной зоны, сработала, однако третий помощник не заметил предупреждения, потому что не следил за экраном ЭКНИС. Звуковой предупредительный сигнал был отключен.

Во всех трёх инцидентах можно выделить несколько общих моментов:

1. ЭКНИС использовался в качестве основного средства навигации.

В этом случае необходимо резервное средство навигации на случай поломки или отказа ЭКНИС. Это может быть резервная ЭКНИС, которая работает от автономного источника питания и подключена к GPS системе получения данных о местоположении, или традиционные бумажные карты.

2. Командный состав судна прошёл общую подготовку к использованию ЭКНИС.

Офицеры-судоводители прошли общую подготовку по использованию ЭКНИС, однако до 1 января 2017 года капитаны и остальной комсостав не обязаны проходить подготовку в соответствии с новыми стандартами к квалификации моряков согласно Манильским поправкам. Типовое обучение для экипажей судов, оборудованных ЭКНИС, предусмотрено правилами. Обучение по конкретному виду оборудования должно проводиться в соответствии с Системами управления безопасностью судов на основании Международного кодекса управления безопасностью.

3. Капитан не заметил ошибок, допущенных помощниками.

В обязанности младших офицеров входит планирование перехода, и они несут ответственность за навигационные ошибки, однако капитаны судов не учли их недостаток опыта и не проследили за работой своих помощников.

Каковы сегодня наиболее очевидные риски, связанные с использованием электронных карт?

1. Офицеры чрезмерно полагаются на ЭКНИС.

Не стоит недооценивать важность визуального наблюдения. В случае отказа ЭКНИС на помощь придут радиолокация, бумажные карты, астрономические методы навигации.

2. Неправильно заданные параметры.

Существует риск установки неверных параметров безопасных глубин (depths, safety contours) и навигационных предупреждений. Крайне важно, чтобы капитан лично проверял установки каждый раз, когда в них вносятся изменения. Звуковые предупредительные сигналы нельзя отключать без веских причин.

3. Невосприимчивость к сигналам тревоги.

Когда звуковые сигналы звучат слишком часто, у судоводителя может выработаться опасная привычка, которую называют невосприимчивостью к сигналам тревоги. Штурман просто не обращает внимания на звуковые сигналы и даже не проверяет монитор, чтобы узнать, чем они вызваны.

4. Разные производители оборудования.

Учитывая, что существуют различные модели ЭКНИС, многие государства флага требуют, чтобы комсостав перед рейсом прошел подготовку по конкретному типу оборудования. Это не всегда легко сделать, особенно если необходимо набрать экипаж в короткие сроки. Поэтому многие компании выбирают какого-то одного производителя и оборудуют свои суда именно этим типом систем. Это существенно облегчает дело.


Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх