15.11.2016

Юрий Сухоруков: «Останавливаться на достигнутом не собираемся»

Восемь резолюций, направленных на решение основных проблем моряков России, были приняты делегатами Российского профсоюза моряков в рамках VIII Съезда РПСМ, проведенного в Санкт-Петербурге 11 ноября. В частности, в документах съезда были затронуты вопросы достойной оплаты труда моряков, гендерной политики, защиты национального морского рынка труда, имплементации Конвенции о труде в морском судоходстве, а также проблемы судовой медицины и морского образования в России.

Так, съезд рассмотрел вопрос о реализации в Российской Федерации требований Конвенции о труде в морском судоходстве и Конвенции ПДНВ в части медицинского освидетельствования и медицинского обслуживания моряков. 1 января 2017 года заканчивается переходный период для реализации Манильских поправок к Конвенции ПДНВ, предполагающих наличие реестра признанных медучреждений, специализирующихся на медицинском освидетельствовании моряков. Хотя Российский профсоюз моряков неоднократно обращал внимание и Министерства транспорта, и Министерства здравоохранения на этот вопрос, требования международных конвенций до сих пор не выполнены. может привести к тому, что медицинские документы, выдаваемые российскими лечебными учреждениями российским морякам, с 01 января 2017 года не будут признаваться легитимными другими государствами. Таким образом будут созданы очевидные проблемы и российским морякам и российским судовладельцам, поэтому РПСМ потребовал от Правительства срочно, до 1 января, принять необходимые правовые акты.

Делегаты не обошли стороной сферу морского образования, которая в последнее время вызывает все больше и больше беспокойства. Так, в резолюции по этой теме отмечено, что политика государства по укрупнению морских учебных заведений привела к лишению их самостоятельности, уничтожению здоровой конкуренции между ними, ухудшению качества подготовки специалистов плавсостава, отсутствию гарантий прохождения плавательной практики, без которой невозможно получить рабочий диплом. Кроме того, нельзя забывать и об установленном запрете выпускникам средних учебных заведений занимать должности старшего комсостава. Эта норма, установленная Положением о дипломировании экипажей морских судов (Приказ Минтранса №62), лишает смысла существование системы среднего морского образования. Другим вопросом, волнующим членов РПСМ стала полная имплементация Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года в действующее законодательство России. Поэтому в резолюции «Об имплементации в действующее законодательство Российской Федерации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» съезд предложил Правительству РФ вернуться к рассмотрению предложения РПСМ о разработке проекта федерального закона, предусматривающего полное отражение её нормативных положений в Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации и иных федеральных законах.

Особое внимание Съезд уделил вопросу о легализации зарплат моряков, работающих на российских судах. Всё шире среди недобросовестных судовладельцев расширяется практика установления официальных окладов морякам на уровне действующего в России минимального размера оплаты труда (около 7 тыс. рублей), остальное, как говорится, в конверте или «от фрахтователя». РПСМ видит решение в законодательном установлении минимального уровня оплаты труда для членов экипажей российских морских судов, на основе минимального размера оплаты труда квалифицированного матроса, устанавливаемого Паритетной морской комиссией МОТ.

Беспокоит РПСМ и опасность потери российскими моряками своих рабочих мест в связи с привлечением иностранных граждан для работы в составе экипажей российских судов. Законодательство требует от российских судовладельцев получать разрешение на привлечение иностранных моряков. Однако серией прошлогодних законодательных инициатив правительства по т. н. зонам свободных портов такой разрешительный порядок для резидентов этих зон, включая судовладельцев, упраздняется. Проблема сохранения рабочих мест актуальна еще и в связи с появлением многотысячного отряда Крымских моряков, которые испытывают серьёзные затруднения с трудоустройством на международном рынке труда в силу объективных причин.

С учетом всех факторов съезд выступил с предложением прекратить подготовку и принятие законов, упраздняющих разрешительный порядок привлечения иностранных моряков  на российские морские суда, а также пересмотреть уже принятые законы. Кроме того, РПСМ считает необходимым установить запрет на использование труда иностранцев при работах по добыче и морской перевозке углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской арктической зоне.

Делегаты съезда выразили обеспокоенность в связи с возможным увеличением максимального срока оформления удостоверения личности моряка (УЛМ) до шести с половиной месяцев с 15 дней, установленных сегодня. Как поясняют в Минтрансе России, такой срок необходим для проверки моряков в отношении возможной их причастности к экстремистской или террористической деятельности. Как полагают участники съезда, планируемое изменение существующего порядка выдачи УЛМ приведёт к нарушению права моряков на труд по выбранной профессии, предусмотренного статьёй 37 Конституции Российской Федерации. РПСМ считает, что действующее законодательство о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, позволяет публично, в открытом доступе ознакомиться с перечнем  организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму или экстремистской деятельности. Съезд выдвинул предложение правительству отказаться от намерений по увеличению срока оформления УЛМ до шести с половиной месяцев, а также обеспечить конституционное право российских моряков свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Не менее важным документом стала резолюция «О нарушении права женщин на труд по выбранному роду деятельности и профессии в отношении возможности их работы в качестве членов экипажей судов морского и речного флота». Делегаты обратили свое внимание на возрастающую роль женщин в современном судоходстве, а также на трудности, с которыми им приходится сталкиваться при трудоустройстве. Российский профсоюз моряков уже неоднократно обращал внимание на действующее законодательство в части регулирования труда женщин, которое ограничивает их в праве трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, мотивируя это охраной их здоровья. Так, запрещенные для женщин профессии входят в «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162.

В РПСМ полагают, что такое законодательство отражает существующие стереотипы относительно роли и обязанностей женщин и мужчин в обществе, поддерживает традиционное представление о роли женщины как матери и жены, умаляя тем самым социальный статус женщины и её образовательные и карьерные перспективы. Кроме того, тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда в равной степени негативно влияют как на здоровье женщин, так и на здоровье мужчин, а потому требования безопасности должны быть одинаковыми для всех специалистов, вне зависимости от их пола.

В рамках пленарного заседания съезд заслушал выступление Светланы Медведевой, которая более трех лет не могла пройти практику в качестве судоводителя в Самарском речном пассажирском предприятии (СРПП) в связи с тем, что работа моториста-рулевого признана «вредной для женщин». Решив бороться за свои права, Светлана  подала жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, и в марте 2016 года её дело было рассмотрено. Члены Комитета приняли сторону Светланы Медведевой и дали ряд рекомендаций правительству Российской Федерации, как государству – члену ООН, но никакой реакции ни от работодателя, ни от правительства за этим не последовало. Однако отступать Светлана не намерена, и вместе с РПСМ продолжит борьбу за свое право на труд и реализацию в рамках выбранной и любимой профессии.

(на фото справа) Светлана Медведева

Помимо Светланы Медведевой на заседании перед делегатами выступили первый помощник капитана т/х «Красногвардейск» Михаил Вяхирев, капитан арктического челночного танкера «Михаил Ульянов» Станислав Чичин, президент Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) Падди Крамлин, ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова, председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин, директор института «Морская академия» ФГОУ ВПО «Государственный университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Александр Горобцов и многие другие.

Председателем Российского профсоюза моряков вновь был избран Юрий Сухоруков, который продолжит представлять интересы российских моряков в течение следующих пяти лет. Председатель отметил прогресс и колоссальную работу по защите прав моряков, проделанную профсоюзом за последние годы, добавив при этом, что организации есть куда стремиться, и останавливаться на достигнутом РПСМ не собирается.

↑ 

Наверх