03.11.2016

Забастовка, которая плывёт

Траулер «Павел Копытин» (8834665, флаг России), приписанный к Южно-Сахалинску, но с неизвестно как попавшим на борт калининградским экипажем, вроде бы бастует в норвежской части Баренцева моря.

Собирая этот паззл, начнём с судовладельца. Это ЗАО «Альбакор Прим» из Южно-Сахалинска, зарегистрированный в жилой квартире с отключенным телефоном. В реестре указан глава предприятия, некто Селезнёв Валентин Адольфович.

Тот ли это Адольфович, который отметился летом во Владивостоке? Тогда инспектор МФТ Пётр Осичанский отмечал: «При приёме на работу судовладелец обещал рыбакам, что помимо небольшого рублёвого оклада им будет выплачиваться солидная часть в валюте. Однако два месяца работники получали лишь треть от обещанной суммы, которая нигде не указана. Поэтому рыбаки ушли с судна и обратились с жалобой». И хотя «Павел Копытин» уже два года как ушёл на норвежский север, картина на судне аналогичная.

Вот что пишут рыбаки в инспекцию МФТ в Норвегии: «С начала октября у нас на борту мирная забастовка (peaceful strike). Мы дрейфуем в море, потому что нам не заплатили за июль, август, сентябрь. Хотя факт задолженности придётся доказать: предприятие ведёт двойную бухгалтерию. В контрактах  указан небольшой рублёвый оклад, и он перечисляется в РФ. Валютная часть перечисляется нам в Корею в последний раз в мае. Можем предоставить банковские справки для доказательства. Ведь кто поверит в зарплату 300 долларов США в месяц?» Короче, рыбаки на судне флага РФ предлагают норвежской инспекции поработать для них следователем.

Во Владивостоке инспектор МФТ погнал жалобщиков в Сахалинский суд и правильно сделал: если ты гражданин своей страны и предприятие под её флагом, то и обращайся в органы по юрисдикции. Кроме суда есть ещё и транспортная прокуратура и, вроде как, государственная трудовая инспекция.

В том случае суд сработал быстро, однако решение принял на основе письменных доказательств, а не словесных обещаний. Судовладельца обязали доплатить рублёвую задолженность и  взыскали моральный ущерб в размере семикратного рублёвого оклада, указанного в контракте. Что ж, хоть рубли получили.

А в случае с «Копыловым», который мирно бастует и тихо дрейфует через Батсфьорд в сторону деревенского порта, тридцать здоровых и дееспособных членов экипажа пишут жалобу: «Мы знаем, что кто списался с судна раньше с задолженностью, так ничего и не получили. Опасаемся, что судовладелец отведет судно вместо Киркинеса, где профсоюз, туда, где нас можно «кинуть», отправив домой без зарплаты».

Увы, это запросто. В спорных случаях, когда экипаж упирается рогом, отказываясь покидать судно без денег, и вызывает местные власти, дело заканчивается сверкой платежа с цифрами в контракте. Что написано пером, должно быть подтверждено платёжкой.

Ещё полгода назад инспекция МФТ во Владивостоке обратилась в транспортную прокуратуру с заявлением о привлечении ЗАО «Альбакор Прим» к ответственности за мошенничество: «Судовладелец берет под российский флаг с обещанием платить валюту, но в итоге не выплачивает даже её эквивалент в рублях». 

Вадим Мамонтов, ITF инспектор в Калининграде

↑ 

Наверх