02.11.2016

Закат старой эры

В далеком 1951 году, во время своей прощальной речи, американский генерал Дуглас Макартур (Douglas MacArthur)  произнес знаменитую фразу: «Старые солдаты никогда не умирают, они просто уходят вдаль». На современном рынке контейнеровозов таких старых солдат можно найти в секторе судов класса Panamax. Здесь чартерные ставки упали на твердое дно, а флот этих судов переживает устойчивое, и, возможно, роковое снижение с исторически рекордным уровнем списаний.

В 1990-х и 2000-х годах суда класса Panamax были классическими «рабочими лошадками» контейнерного флота. Спроектированные для прохода через тогдашние шлюзы Панамского канала, эти суда в свои лучшие дни были крайне популярными – число судов вместимостью 3 тыс. TEU и выше, способных проходить через Панамский канал, достигло в 2012 году 969 единиц, а в 1996 году на долю контейнеровозов класса Panamax приходилось 32% мирового контейнерного флота.

На пике чартерного рынка в 2005 году ставки годичного тайм-чартера для контейнеровозов вместимостью 4,4 тыс. TEU достигали 50 000 долларов США в день. И хотя при проектировании этих судов фокус был нацелен на транзит через Панамский канал, они стали применяться по всему миру. В начале 2016 года 17% от всех контейнеровозов класса Panamax было задействовано на транстихоокеанском направлении (преимущественно  при перевозках через Панамский канал на восточное побережье США), 17% – на других магистральных направлениях, и еще 28% – на перевозках по оси Север – Юг. 

В 2000-х годах видное место в отрасли контейнерных перевозок заняли суда «с широким бимсом» схожей вместимости, но с меньшей осадкой, однако сектор судов класса Panamax удержал свои позиции. Самый последний заказ контейнеровоза класса Panamax вместимостью свыше 3 тыс. TEU был сделан в 2012 году. Даже с учетом масштабных списаний в 2013 году эти суда получили импульс, когда стали все чаще применяться при региональных перевозках, где их доля превысила 30% в 2014 году. Это позволило несколько повысить их доходность. Так, ставки годичного чартера для контейнеровозов вместимостью 4,4 тыс. TEU в начале лета 2015 года оттолкнулись от дна и достигли 15 000 долларов США в день. 

Однако это был последний успех контейнеровозов класса Panamax. В конце июня 2016 года Панамский канал открыл новые шлюзы, которые способны пропускать более крупные суда на ключевом направлении «Азия – восточное побережье США». До расширения Панамского канала на этом направлении было задействовано свыше 150 контейнеровозов класса Panamax, в то время как сейчас их число упало до 70 единиц. Слабый рост на маршрутах между Севером и Югом также не способствует успеху, закрывая путь к легкому отступлению. Это привело к старту масштабных списаний – в этом году на металлолом было продано 55 контейнеровозов. Всего же с начала 2012 года было списано 217 судов этого класса. Ставки обвалились (до уровней, уступающих даже ценам на чартер судов меньшего размера), цена активов тоже рухнула – десятилетний контейнеровоз класса Panamax торгуется по цене 6 млн. долларов США, что немногим больше цены судового металлолома. 

Флот контейнеровозов класса Panamax сократился с 969 единиц в 2012 году до 796 единиц к началу октября этого года и в целом, сейчас их закат выглядит делом предрешенным. Как и старые солдаты, они, возможно, и не умрут все сразу, но, похоже, что все больше «старых панамаксов» будет «уходить вдаль».

– Морякам не стоит сильно беспокоиться из-за сложившейся ситуации. Изменения неизбежны, но, несмотря на явное сокращение флота «панамаксов», снижения количества товаров, перевозимых контейнерным флотом, не предвидится, а потому на смену судам этого класса просто-напросто придут более крупные суда и члены экипажей не потеряют рабочие места, – уверены в Российском профсоюзе моряков.

По материалам: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх